Андрей Дробитько: «Заменить человеку реальный мир на 100% сложно, но можно»
4 и 5 октября в Москве, на территории креативных кластеров Хлебозавод и FLACON, пройдет фестиваль креативных индустрий G8. Задача проекта – объединить всех творческих людей России. Отдельная секция фестиваля будет посвящена дизайну и искусству будущего. Мы поговорили с одним из спикеров мероприятия, Андреем Дробитько о том, как дополненная реальность может помочь художникам и дизайнерам. Андрей хорошо известен в родном Калининграде как стрит-артист Adno, а недавно он придумал SketchAR, приложение, которое размещает виртуальное изображение на реальную поверхность.
Как из граффити-художника вы стали предпринимателем?
На самом деле, не было этой трансформации. Две личности развивались параллельно. После окончания художественного училища, отделения графического дизайна, я продолжил рисовать на улице, как на бесплатных холстах. Поэтому, одним я знаком как известный уличный художник, а другим – как дизайнер и основатель технологической компании. Только недавно оба опыта объединились в приложении SketchAR.
Как устроен SketchAR, как он работает, и как дополненная реальность может помочь художникам и дизайнерам?
Приложение размещает виртуальное изображение на реальную поверхность, что позволяет видеть виртуальные линии как будто они уже есть на реальной поверхности. Остается только переводить их. Принцип тот же, как если бы проектор светил на стену, только в случае с AR вам нужен только смартфон.
Пример того, как используют приложение профессиональные художники, чтобы сэкономить время на переносе изображения.
Но если не зацикливаться на простом переводе, спектр применения очень широкий: от пошаговых уроков и сложный техник рисования до развития моторики у детей с нарушениями развития.
Если все «научатся» переводить картинки, не поставит ли это под удар настоящее искусство? Как вы относитесь к этому, как художник?
Искусство – это новые смыслы и формы. Чтобы копировать уже существующее, много таланта не надо. С другой стороны, одни люди используют нож для приготовления пищи, а кто-то – как орудие убийства. Мы создали инструмент и каждый выбирает, как его использовать.
Глобально миссия в следующем: как художник, я всегда экспериментирую и ищу новые методы. Я не очень люблю, когда, научившись одному навыку, человек паразитирует на нем, распространяя тем самым не самый качественный контент. SketchAR поднимает людей на самый первый уровень мастерства. Тот, кто захочет развиваться, начнет это делать, остальные сравняются с массами.
Пример работы в SketchAR
Выиграют художники, обычные люди и сфера искусство в целом, хотя бы за счет технически качественного контента.
Как еще можно использовать дополненную реальность в повседневной жизни, образовании и искусстве?
AR уготована роль ассистента во всех сферах жизни. Это и навигация, и удаленная помощь, когда вам удаленно показывают что делать, если первый раз сталкиваетесь с проблемой, вплоть до помощи ребенку в сборки лего, когда папа в командировке; и информирование, дополнение объекта информацией и описанием (на производствах, в медицине, городах и быту), и образование с наглядной демонстрацией. В нашем случае в сфере искусства.
Что сейчас происходит с передовыми технологиями, что нового появилось за последнее время?
Сложно сказать, потому что все горячие темы на сегодня развиваются уже 10-20 лет. Очевидно,стоит следить за XR (AR, VR, XR), IoT, блокчейном с криптовалютами. Необходимо понимать стадию развития сфер, какие проблемы есть и что мешает им стать массовыми. Вероятно, вы сможете найти решение на миллиард.
Как виртуальная реальность изменит мир в ближайший год?
XR существенно упростит жизнь в скором будущем. Эти технологии всерьез и надолго, но продолжат развиваться очень поступательно. Рынки пока лихорадит, кейсов немного, некоторые фундаментальные проблемы на уровне железа не решены, но это и прекрасно, потому что есть шанс занять нишу.
Попытка рисовать с помощью виртуальной реальности
Сможет ли технология дополненной реальности когда-нибудь стать альтернативой реальному миру?
Заменить человеку реальный мир на 100% сложно, но можно.
Какие проблемы и опасности таит в себе дополненная реальность?
Главные проблемы пока фундаментальные, в области компьютерного зрения и на уровне железа. Социальный эффект пока мало изучен из-за недостатка данных. Мы точно не знаем, превратятся ли люди в исполнителей с указанием виртуальных подсказок или, наоборот, станут сверх эффективными. Мы знаем примеры того, как люди перестали восприниматься длинные тексты с приходом твиттера и социальных сетей. Началось общение символами, да и звонки уже считаются дурным тоном. В общем, как разработчики мы экспериментируем по максимуму, чтобы потом увидеть плоды и сделать выводы.
Послушать Андрея и других спикеров секции «Дизайн» на G8 можно 5 октября, в зале «Ангар»:
Программа фестиваля
Билеты.