
Александра Высоцкая и Наталья Маслова: «Чтобы выйти на новый уровень развития рынка, нам необходимо договориться о правилах игры»
Завтра в Москве стартует 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Наряду с другими участниками свой стенд в «Тимирязев Центре» представит Ассоциация галерей (АГА): он задуман как открытая гостиная, где коллекционеры, галеристы и представители арт-рынка могут обменяться опытом и обсудить актуальные вопросы индустрии. Команда работала над проектом вместе с 3L Gallery и Heritage Art Gallery — их формат на стыке предметного дизайна и актуального искусства определил не только концепцию пространства, но и новый вектор развития Ассоциации галерей. В преддверии открытия ярмарки мы поговорили с директором галереи Heritage Александрой Высоцкой и основательницей 3L Gallery Натальей Масловой о концепции стенда, росте интереса к коллекционному дизайну и новых задачах в рамках деятельности АГА.

Александра Высоцкая директор Heritage Art Gallery

Наталья Маслова основательница 3L Gallery
У ваших галерей своя отличительная философия: у 3L Gallery — natural simplicity и soft minimalism, у Heritage — эклектика и смелое соединение эпох. Как разные подходы встретились в совместном проекте?
В совместном проекте философии 3L Gallery и Heritage не конфликтовали, а дополняли друг друга. Сдержанный, тактильный минимализм 3L Gallery стал фоном для выразительных, исторически насыщенных объектов из коллекции Heritage. Это позволило предметам звучать чище, острее. Мы сознательно отказались от стилистического единства — важнее было создать живое пространство, где вещи не подчиняются формату, а вступают в диалог. Баланс, уважение к разным традициям дизайна и внимание к контексту стали основой проекта.
Нас объединяет прежде всего глубокая любовь к коллекционному дизайну и желание развивать эту сферу в России. Эстетика отходит на второй план — важнее общая миссия.
Сегодня часто можно услышать, что границы между искусством, дизайном и архитектурой стираются. Где для вас проходит эта грань?
Мы видим, как границы между искусством, дизайном и архитектурой становятся все менее определенными. Этот сдвиг отражает саму суть современной визуальной культуры — она стремится к целостности и междисциплинарности. Для нас важно не разделение по жанрам, а качество идеи, выразительность формы и способность объекта взаимодействовать с пространством и зрителем. Именно эти критерии определяют, с чем мы работаем в галерее, будь то предмет дизайна, арт-объект или архитектурное решение.

Сергей Шаршун. Эллипсы. 1952 Холст, масло. 73 х 100 см. Предоставлено Heritage Art Gallery
Эти границы действительно размываются — и это прекрасно. В идеале их вообще не должно быть. Мы видим, как дизайн все чаще взаимодействует с искусством, а искусство стремится работать с пространством, объемами и функцией. В своих выставочных и дизайн-проектах мы показываем, что искусство и дизайн не конкурируют, а усиливают друг друга. Более того, когда в одном объекте соединяются несколько функций — эстетическая, утилитарная, концептуальная, — он становится многослойнее и интереснее, открывая новые уровни восприятия для зрителя и коллекционера.
Насколько в России уже сформировался интерес к коллекционному дизайну? Какие барьеры, на ваш взгляд, мешают развитию культуры коллекционного дизайна?
Интерес к коллекционному предметному дизайну в России определенно растет, особенно в крупных городах, где уже сформировалось сообщество коллекционеров, дизайнеров и профессиональных площадок. Однако развитие этого направления сейчас серьезно затруднено. Главный барьер — это ограниченный доступ к зарубежным рынкам и сложность с логистикой, поставками и выставочной активностью за пределами страны. Многие бренды и авторы ранее работали в тесной связи с международными галереями и производством — сегодня эти связи нарушены, и приходится заново выстраивать процессы внутри.
Это требует времени и гибкости — как от участников рынка, так и от аудитории.

Фото: Heritage Art Gallery
Интерес только формируется, но за последние пять лет мы видим все больше новых игроков: открываются галереи, появляются авторы. Это радует. Но остается множество зон роста. Главный барьер — отсутствие выработанных правил взаимодействия между всеми участниками рынка. Мы в своей работе стараемся строить адекватную систему отношений между галереей, авторами и коллекционерами. Кроме того, развитие коллекционного дизайна напрямую зависит от качества современных производств, их готовности к экспериментам с материалами и формами, внедрения новых технологий.И, конечно, ключевое условие развития — это сформированный спрос и готовность инвестировать в коллекционный дизайн. Искусство на протяжении веков существовало благодаря меценатам и коллекционерам, и сегодня предметный дизайн нуждается в той же поддержке. Только через приобретение и включение этих объектов в частные и музейные коллекции возможно устойчивое развитие отрасли.
Какую роль в формировании этой культуры играете вы, как галереи?
Сейчас галереи играют очень важную роль в развитии коллекционного дизайна. Мы поддерживаем российских дизайнеров, помогаем им показать свои работы и найти свой путь в новых условиях. Организуем выставки и рассказываем людям, почему предметный дизайн — это не просто вещи, а настоящие истории и эмоции. Также мы создаем пространство для общения между дизайнерами, коллекционерами и экспертами — чтобы вместе развивать культуру и делать ее понятнее и ближе каждому. Галереи становятся не просто магазинами, а местом, где дизайн живет и вдохновляет.


Марина Шамсутдинова. Торшер BRUTALISM 011 из коллекции «Новый брутализм». Сталь с воронением, осветительный элемент. Предоставлено 3L GALLERY
Галереи — равноценные участники процесса, наравне с авторами и коллекционерами. Их задача не ограничивается лишь представлением объектов: мы формируем контекст, популяризируем предметный дизайн в целом и каждого автора в отдельности. Для этого мы выстраиваем партнерства с бизнесом, культурными институциями и коллекционерами, участвуем в ключевых ярмарках, в том числе международных. Не менее важно, что галерея выступает своего рода гарантом качества и устойчивости практики художника или дизайнера, подтверждая его потенциал и значимость для рынка. Именно через такую посредническую роль формируется доверие, без которого невозможен зрелый рынок.
Что, на ваш взгляд, способствует тому, что предметы мебели и декора выходят на один уровень по коллекционной и инвестиционной значимости с произведениями искусства?
Это происходит по нескольким важным причинам. Во-первых, значимую роль играет уникальность и продуманность дизайна — вещи создаются не массово, а как объекты с идеей и характером. Во-вторых, коллекционеры все больше ценят историю и контекст предметов — кто их сделал, в каких условиях, с каким посылом. Галереи помогают показывать эти истории через выставки и рассказы, делая предметы понятными и желанными. Наконец, качество материалов и мастерство исполнения делают такие объекты долговечными и ценными — они способны сохранять и приумножать свою значимость со временем. Все это превращает мебель и декор из просто вещей в полноценные коллекционные объекты и объекты инвестиций.


Фото: Heritage Art Gallery
Это происходит тогда, когда предмет создается как арт-объект. В основе всегда лежит идея, выраженная в форме и материале, отражающая философию автора. История показывает, что многие революционные идеи в дизайне со временем стали иконами и заняли место в музейных коллекциях. Большую роль сыграли и ярмарки, выставки, институции. Когда такие музеи, как Центр Помпиду, MoMA или V&A стали включать современный дизайн в свои программы, они закрепили за ним статус искусства.
Как вы видите роль пространства Ассоциации галерей на Cosmoscow в этом году?
Стенд Ассоциации галерей на Cosmoscow — это объединенное пространство, где мы все вместе показываем не просто отдельные объекты, а целую культуру коллекционирования. Его суть — в создании живого, понятного и прозрачного диалога между галереями, коллекционерами и музеями. Здесь не столько продаются вещи, сколько рассказывается история развития рынка, показывается профессиональный подход и механика поддержки авторов и коллекций. Для нас это возможность вместе с коллегами укрепить сообщество и объяснить, почему сегодня важно инвестировать в дизайн и искусство как в долгосрочную ценность.
Очень ценно, что Ассоциация признала значимость предметного дизайна и посвятила стенд именно этой теме. Сегодня интерес к нему находится на пике роста. Мы хотим показать, что коллекционный дизайн делает пространство индивидуальным и многослойным, а также прекрасно взаимодействует с искусством.
Что для вас было важно при создании концепции стенда? Какую атмосферу вы хотели отразить?
Для нас было важно создать пространство, в котором люди чувствовали бы себя комфортно и могли спокойно погрузиться в предметы, а не просто «пробежаться» по выставке. Мы хотели сделать атмосферу близкой к домашней — уютной, теплой и приглашающей к разговору. Это не место для формального показа, а пространство, где можно задуматься, вдохновиться и по-настоящему прочувствовать дизайн. Простота, естественность и внимание к деталям — вот что было главным в концепции стенда. «Гостиная» отличается от классического стенда тем, что это не просто витрина для показа и продажи. В «гостиной» хочется задержаться, рассмотреть, поговорить, почувствовать атмосферу и историю вещей. Это более интимный и человечный формат, который позволяет установить эмоциональную связь между предметом и человеком.


Фото: 3L GALLERY
Мы хотели показать коллекционный дизайн не в абстрактном виде, а в живом пространстве, продемонстрировать, как он способен формировать среду и настроение, пусть и ненадолго дать возможность представить, как можно жить в окружении авторских предметов. Классический стенд — это «белый куб», где внимание сосредоточено исключительно на объекте. В «гостиной коллекционера» мы продумали все: цвет стен, освещение, взаимодействие объектов.
Ведь искусство и дизайн по своей природе не существуют изолированно — они всегда интегрированы в пространство и становятся частью нашей жизни.
Ваша работа в составе Ассоциации галерей уже повлияла на развитие нового направления. Какие задачи стоят перед вами дальше?
Работа в Ассоциации галерей дала нам возможность вместе с коллегами выстроить более прозрачные и профессиональные стандарты работы с коллекционным дизайном. Впереди стоит задача продолжать развивать эту культуру — поддерживать авторов, создавать условия для честной атрибуции и сертификации, а также расширять аудиторию коллекционеров. Мы хотим сделать рынок более понятным и доступным, чтобы дизайн воспринимался не только как вещь для интерьера, но и как полноценный объект искусства и инвестиций. Это долгий путь, но мы уверены, что вместе сможем его пройти.
Продолжить формировать культуру профессиональной этики и способствовать признанию коллекционного дизайна как части искусства более широкой аудиторией коллекционеров и институций.
Как вы видите роль профессиональных стандартов, которые сейчас готовит Ассоциация, в формировании прозрачного и зрелого рынка?
Профессиональные стандарты — это фундамент для развития зрелого и прозрачного рынка. Они помогают установить общие правила игры, дают гарантию качества и подлинности предметов, защищают права авторов и покупателей. Благодаря таким стандартам у коллекционеров появляется уверенность в своих инвестициях, а у галерей — инструмент для честной работы. Разрабатывая эти нормы, Ассоциация создает основу, на которой будет строиться доверие внутри рынка и между всеми его участниками. Это очень важный шаг для устойчивого роста и профессионализации сферы коллекционного дизайна в России.
Роль этих стандартов заключается в том, чтобы открыть рынку новые горизонты. Сейчас именно отсутствие единых правил серьезно тормозит развитие рынка. От этого в долгосрочной перспективе проигрывают все — авторы, галереи и индустрия в целом. Чтобы выйти на новый уровень развития рынка, нам необходимо договориться о правилах игры.

Vetvi x Plyus Furniture. Люстра La Danse. 2024. Сталь, керамика. Предоставлено Heritage Art Gallery
Какой вы видите устойчивую культуру коллекционного дизайна в России?
Устойчивая культура коллекционного дизайна — это когда предметы ценятся не только за их внешний вид, но и за идею, историю и качество исполнения. Это сообщество, где коллекционеры, дизайнеры, галереи и эксперты работают вместе, открыты к диалогу и развитию. Когда есть прозрачность на рынке, профессиональные стандарты и понимание того, что дизайн — это полноценное искусство. Такая культура развивается постепенно, и наша задача — поддерживать ее через образование, выставки и создание платформ для обмена опытом. Тогда коллекционный дизайн станет частью не только частных интерьеров, но и общественной жизни, музеев и культурного кода страны.
Устойчивая культура коллекционного дизайна в России для меня — это в первую очередь прозрачные и единые правила взаимодействия между всеми участниками. Только в таких условиях можно вырастить здоровую и зрелую среду. Важно также, чтобы галереи воспринимали друг друга не как конкурентов, а как партнеров, работающих на одну цель. Поддержка и взаимное уважение внутри профессионального сообщества — основа, без которой невозможно развитие этой сферы.
Фото на обложке: 3L GALLERY.