Конструктивизм и абстракция: как выглядит долгожданный Тайбэйский центр исполнительских искусств по проекту OMA
На днях в Тайбэе спустя десять лет после начала строительства открылся Центр исполнительских искусств. Футуристическое здание — результат работы студии OMA, команда которой стремилась переосмыслить традиционную архитектуру театров и создать современный культурный кластер в центре динамичного мегаполиса.
Вряд ли в столице Тайваня с ее контрастной архитектурой могло появиться здание в исконно классическом стиле, но Тайбэйский центр исполнительских искусств выделяется даже на фоне многочисленных современных небоскребов. Архитекторы из студии OMA работали над проектом в течение десяти лет, и сегодня комплекс намерен стать главной локацией на карте культурного ландшафта города.
Самый долгожданный культурный центр в Азии
Расположенный вблизи ночного рынка «Шилинь», Тайбэйский центр исполнительских искусств дополняет один из главных коммерческих районов города. Архитекторы Рем Колхас и Дэвид Джаноттен задумывали достопримечательность как будущий двигатель культурной жизни мегаполиса и всего региона. Решив поучаствовать в конкурсе на создание центра, команда углубилась в исследование типологии театрального пространства и его инклюзивности. Основная задача, которую поставили перед собой авторы, заключалась в возвращении театру его визуальной идентичности и воплощении функциональной гибкости в современном архитектурном исполнении.
Фото: Крис Стоуэрс; © OMA
Современные театры становятся все более стандартизированными, как правило сочетая в себе две аудитории разного размера с консервативными принципами работы. В отличие от типичных зданий, Тайбэйский центр исполнительских искусств отличается несколькими характерными гранями с выступающими над землей пространствами. На фоне центрального стеклянного куба они создают таинственный и магический эффект.
Макет будущего здания. Фото: Франс Партезиус; © OMA
При разработке архитектурной концепции авторы задались вопросом: может ли публичный театр по-прежнему быть инклюзивным и оставаться квинтэссенцией творческой жизни для каждого? Рем Колхас и Дэвид Джаноттен признаются, что им было особенно интересно посмотреть на то, как архитектура здания может расширить функционал и возможности театра.
Наш Тайбэйский центр исполнительских искусств — это архитектура как она есть. Специфическая, гибкая, чистая и культовая, но при этом не задуманная таковой.
Фото: Крис Стоуэрс; © OMA
Как должен выглядеть современный городской театр: опыт OMA
Компактное и универсальное здание Тайбэйского центра исполнительских искусств включает в себя три основные концертные площадки — большой театр на 1500 мест, а также сферический театр Globe и ложу Blue Box на 800 мест. Все эти пространства примыкают к центральному кубическому объему, покрытому гофрированным стеклом. Здесь расположились дополнительные сцены, общественные зоны и вспомогательные помещения. Благодаря своей контрастной геометрии архитектурные объемы создают визуальную напряженность и делают здание яркой городской достопримечательностью.
Фасад центрального куба. Фото: © Shephotoerd Co. Photography; OMA
Важной характеристикой нового центра стала гибкость, поэтому все театральные пространства могут быть перемещены, объединены или изменены для создания новых сценариев использования. По задумке архитекторов почти бесконечные возможности конфигурации будут вдохновлять режиссеров и артистов на создание захватывающих постановок и перформансов. Например, при необходимости большой театр можно легко объединить с пространством для экспериментальных постановок Blue Box, создав «супер-театр» на более чем 2000 мест.
Интерьер сферического театра Globe. Фото: Крис Стоуэрс; © OMA
Еще одной отличительной чертой комплекса стала открытость — так, вдоль всей внутренней инфраструктуры и производственных помещений проходит так называемый общественный контур. Предусмотренные в этом пространстве окна позволяют посетителям наблюдать за спектаклями и техническими процессами, которые обычно скрыты от публики.
Интерьер большого театра. Фото: Крис Стоуэрс; © OMA
Мы гордимся тем, что здание постоянно создает новые отношения между артистами, публикой и гостями центра.
Благоустроенная площадь вокруг театра (и под ним) тоже становится дополнительной сценой и удачно интегрируется в городской ландшафт — здесь могут собираться жители и гости оживленного Тайбэя.
Общественная зона и смотровая площадка. Фото: © Shephotoerd Co. Photography; OMA
По словам авторов проекта, каждый сантиметр нового пространства пропитан творческим потенциалом, а весь центр гармонично объединяет в себе театр и уличную культуру: «Этот микс культур в архитектуре и наполнении комплекса наилучшим образом отражает энергию Тайбэя — города, который всегда открыт к переменам».
Фото на обложке: © Hsuan Lang Lin Photography; OMA.