Секреты и контрасты: Duplex Tibbaut
История преображения скромной двухуровневой квартиры в центре района Раваль в Барселоне началась с необычного совпадения. Заказчица, бельгийский дизайнер бразильского происхождения, во время поисков подходящей недвижимости обнаружила на первом этаже ничем не примечательного восьмиэтажного блочного здания настенную роспись: это был масштабный триптих, написанный в лапидарной плакатной стилистике неизвестным бразильским художником в семидесятых годах XX века. На одной из частей триптиха располагалась надпись «Ilheus» – название бразильского города в штате Баия, где сестра заказчицы содержит плантацию кофе. Эта неожиданная находка стала причиной приобретения двух совершенно запущенных квартир, 55 квадратных метров каждая, находящихся друг над другом на первом и втором этажах здания.
Бриф, который получила испанская студия Raúl Sánchez Architects, уже знакомая заказчице по удачному предыдущему проекту, был таким: связать два независимых уровня при помощи лестницы, при этом сделать первый уровень многофункциональным, выделив гостиную, рабочую и учебную зоны, в то время как жилую часть, то есть кухню, спальню и санузел, сосредоточить на втором этаже.
Raúl Sánchez предложил прямолинейное и вместе с тем блестящее планировочное решение: прямо по центральной оси двухэтажной квартиры под углом 45 градусов он встроил два вертикальных объема с квадратными основаниями со стороной два метра; возведенные объемы не касаются существующих стен и прорезают пространство обоих уровней от пола первого этажа до потолочных балок второго. В одном из объемов находится лестница, связывающая этажи, а в другом – санузел на нижнем уровне и спальня на верхнем. Эти идеальные прямоугольные объемы доминируют в интерьере, создавая простую и убедительную композицию, где неидеальное окружение аккомпанирует безупречным формам и вступает с ними в визуальную игру. Получившаяся среда напоминает сложившуюся головоломку, так как возведенные объемы расчленяют открытое пространство на достаточно изолированные «комнаты», поэтому во всём доме почти нет межкомнатных дверей. Например, зона спальни на втором этаже надёжно скрыта за крутым поворотом стены и отделена от прохода не доходящим до потолка дверным полотном матового стекла; такие же стеклянные перегородки отделяют душевые комнаты и санузлы.
Цветовое решение подчёркивает и акцентирует основную идею разделения пространства: «новые» центральные объёмы покрыты насыщенно-жёлтой краской с добавлением золотого порошка, а всё «старое» окрашено белой краской по микроцементу; таким образом, яркие и мерцающие золотые параллелепипеды эффектно контрастируют с матовыми неровными стенами и потолком. Объем, в котором скрыта лестница, изнутри полностью выкрашен в чёрный цвет, что усиливает визуальный эпатаж и придаёт пространству оттенок средневековой мистики: лестница становится местом сверхъестественного перехода с уровня на уровень, четвёртым измерением в сложной игре пространств. Спальня тоже решена как место трансформации: квадратный по всем сторонам объем, покрытый ориентированно-стружечными плитами, также окрашенными в чёрный цвет, иногда кажется паззлом-перевертышем, вывернутым изнутри наружу. Спальная зона вызывает двойственное чувство: то ли это «капсула для сна», место перезагрузки, то ли готический чёрный ящик, таинственным образом объединяющий сегодня и завтра.
Эти три цвета, белый, жёлтый и чёрный, возникли в интерьере не случайно – они присутствуют в настенной росписи, с которой началась история проекта. Ещё один цвет росписи, терракотово-красный, использован архитектором как пряный акцент в коврах на первом этаже и деталях обстановки.
При кажущейся прямолинейности планировочного и цветового решения квартира производит парадоксальное впечатление одновременно и чёткости, и загадочности. Углы двух симметричных объемов множатся и дублируют друг друга; перекрытие прорезано пролетом динамичной формы, объединяющим два этажа; вдоль наружной стены оставлен закрытый стеклянной панелью просвет, через который можно увидеть происходящее на другом уровне помещения. Однако главным ребусом квартиры остаётся лестница: расположенная в симметричном объеме, закрученная по спирали, с двумя совершенно одинаковыми симметричными входами на первом этаже, она привносит ощущение лабиринта. Человек, ступающий в её чёрном пространстве по винтовым ступеням, чувствует себя полностью дезориентированным.
К счастью, обнаженные потолочные балки не только задают ритм, но и подчёркивают поперечную ось, помогая ориентироваться в пространстве. В складках и закоулках этого пространства спрятаны два санузла: достаточно доступный санузел первого этажа с открытой зоной раковины, и самый изолированный объём квартиры – санузел с выделенной душевой на втором этаже. Всё пространство белоснежного санузла второго этажа залито ровным дневным светом, проникающим через матовую стеклянную панель и придающим помещению впечатление математической ясности. Детали и элементы декора включены в геометрическую игру: ручки дверей, краны, душевые лейки, светильники повёрнуты под 45 градусов, причём золотой и белый цвета деталей интерьера подчинены цветовому «коду» квартиры.
Квартира предназначена для временного проживания, что позволило ограничиться малым количеством мебели. Архитектор скупо расставил всего несколько предметов, сохранив самоценность необычно решенного пространства; вся мебель куплена в Барселоне в магазине DomesticoShop. В гостевой зоне первого этажа узнаваемые формы раскладных стульев-бабочек Tripolina BKF, стоящих вокруг столика от Sancal, вторят фестонам прекрасного ковра с неровным краем, созданного братьями Bouroullec для Nani Marquina; завершает композицию напольный светильник Santa & Cole. Зону мини-офиса обозначают круглый чёрный пуф и повторяющий эту форму красный ковёр. Для кухонной зоны второго этажа были выбраны лаконичная кухонная мебель, практически сливающаяся с белоснежной стеной, а также круглый стол и стулья от Hay, оттенком дерева и формой ножек ненавязчиво включающиеся всё в ту же цветовую и геометрическую игру.
Существенный плюс проекта – его экономичность: эффектное планировочное решение в основном реализовано при помощи материалов невысокой стоимости. Окраска большинства поверхностей в белый или чёрный цвет, наливные полы, металлическая лестница, панели ОСП в зоне спальни – всё это позволило существенно снизить стоимость проекта. При этом интерьер выглядит статусным, создавая впечатление актуальности и современной роскоши: этому способствуют дизайнерская мебель, плоскости матового и прозрачного стекла, хромированные детали и глянцевые поверхности, высокотехнологичное оборудование. Эффективная современная система обогрева встроена в пол, что вполне достаточно для южной европейской страны.
Для студии Raúl Sánchez Architects незатейливое пространство блочного дома стало настоящим источником вдохновения. Несмотря на стилистику минимализма, созданный архитектором образ не выглядит аскетичным. Выразительный интерьер, одновременно геометричный и эмоциональный, полон контрастов: здесь рафинированная золотая стена сопоставлена с шершавой поверхностью лапидарной росписи, чёткие формы параллелепипедов – с неидеальными старыми стенами помещения, а современные формы окутаны драматичным колоритом Средневековья.
Голосуем за редактора?