Ресторан «КоКоКо» в W St.Petersburg
Ресторан Матильды Шнуровой «КоКоКо» в отеле W St.Petersburg - такая же достопримечательность Санкт-Петербурга, как Исакиевский собор. Шеф Игорь Гришечкин держит курс на современную русскую кухню и остается верен своей концепции - использовать в меню только сезонные и локальные фермерские продукты.
Дизайнер Екатерина Шебунина постаралась перевести язык его кухни на язык интерьера. Ей удалось перенести ресторан из подвала доходного дома XIX века в ультрасовременный отель, сохранив при этом его узнаваемость и характер. Интерьер получился яркий, самобытный, понятный и ироничный. Только в Петербурге особенно пронзительно сочетаются роскошь и упадничество, маргинальность и элитарность, лубок и высокое классическое искусство. Так что ирония в интерьере, где все значимое подается насмешливо, а несущественное превозносится, была неизбежной.
Русский стиль в «КоКоКо» прослеживается в изразцах и зеркалах комода авторства современного и известного бренда Boca do Lobo. Сюжет изразцов частично заимствован у французкого художника Робера – характерные курицы бродят в луговых цветах. Без улыбки не пройдешь мимо, очень по-русски, но демократично и в тоже время по-европейски. Эти заимствования - попытка найти общие простые образные взаимосвязи между европейской и русской культурой, ставшие ключом к решению пространства.
Декоративный фриз, опоясывающий современные урбанистические конструкции облицованных стеклом стен и накатанный на шторы и колонны - лейтмотив всех трех залов ресторана. В его нечеткой дрожащей графике, сбивающей излишний пафос декора, читаются башенки и закомары русских палат.
Живописные и декоративные работы выполняла художник Татьяна Новикова. Что-то пронзительно русское есть в панно с лесными зверями, которое отгораживает зону кухни от банкетного зала. Трогательный, наивный сюжет в ироничной подаче, в мильфлёре состаренных золотых листьев, стилистически трактуется как артефакт в интерьере. Сюжетная линия поддерживает тему подачи «даров леса» к русскому столу. Эту ширму видно почти со всех точек ресторана и даже от отельного входа, она обескураживает своей яркостью на фоне чопорных гостиничных ламелей из анадированного алюминия.
Залы украшают диваны и столы отечественного производства, с золотыми шарами в изножьях (столярная компания А-Стиль во главе со Львом Абрамовым), и удобные бархатные стулья от Brabbu. Фигурная барная стойка, извивающаяся в центре ресторана, позволяет обеспечить популярный сейчас демократичный стиль обеда, когда можно сидеть напротив и бок о бок с незнакомыми тебе людьми. Ширина столешницы, элегантные бархатные стулья предполагают удобную посадку посетителей и полноценную сервировку высокого уровня.
Традиционный для ресторанов стеллаж для аксессуаров и книг становится здесь гламурным арт-объектом. Он, как ковер пэчворк, собранный из лоскутков, вбирает в себя различные фактуры и материалы: золото, кожа, керамика, гипс. Кипельно-белый лак стеллажа перекликается с огромными вазами из белого фаянса, доставшимися в наследство от прежнего интерьера.
Авторские зеркала от Boca do Lobo по-русски трактуют европейские традиции дизайна. Одно как набор старых фотографий в коммунальной квартире, или рам в мастерской художника, в творческом беспорядке повешенных на стену. Второе – псевдо-венецианское, которое, как развеселая девушка в русском кокошнике - безудержная, и несмотря ни на что, прекрасная. Зеркала играют в интерьере очень важную роль - сидя на удобном диване в одном конце ресторана, можно увидеть в отражении панно дальнего зала. Стеклянные панели бара, рефлексируя, вбирают в себя яркие цвета мебели и огоньки светильников Quazar, раскрывшихся над столами защитными зонтиками. Черные перышки светильников - дань названию ресторана.
Контраст «черного и белого» на фоне бирюзы, бронзы и золота – продуманный колористический контрапункт интерьера. С меньшей помпой, чем работы Энди Уорхола, но не меньшей иронией смотрится зеркальный куриный диптих плакатной графики на состаренных по византийской традиции деревянных щитах. Так образ Черной Курицы (вельможи из сказки Погорельского - самой питерской из сказок, печальной и таинственной), волновавший несколько поколений лучших российских иллюстраторов, дополняет «семейство» интерьерных куриц.
Эффектно выглядят золотые (гальванизированное покрытие на дереве) столы–пни. Вот уж где соединяются «гламурный шик» и «русский дух», и продолжает жить ироничный эко-стиль, как в прежнем «Кококо». Вокруг этих столов - для усиления эмоционального контраста - барочные стулья из черного бархата и один стул, хоть и золотой, но с нарочно выломанным «зубом»-рейкой в спинке. Столы-пни выставлены на визуальных интерьерных осях, чтобы быть замеченными всеми гостями. Поддерживают российскую щедрость золотые «яблоки» в изножьях остальных столов, декоративные вазы и подносы от Eichholz.
В залах доступны разные зоны посадки гостей: есть столы для тихих укромных бесед, а есть места для компаний, желающих быть «на виду», что акцентно выдержано в интерьере. Особый стол - для женских компаний. Ограниченный полукруглой стеной в золотом мильфлере, он освещается хрустальной клеткой люстры от Gramersi Home.
Столкновение России и Запада читается и в форме официанток с непременной алой помадой на губах: черные платья в пронзительно белый горох от дизайнера Александра Терехова мы видели то ли в кино, то ли на старых фотографиях, - и безотчетно доверяемся рекомендациям их обладательниц.
Все визуальные оси интерьера ресторана поддержаны декоративными элементами, поэтому глазам гостей, из зала в зал, все время есть чем любоваться. Интересная игра и волшебство в отражениях зеркал: с определенных точек, висящая перед гипертрофированно огромным дамским зеркальцем люстра в клетке отражается лампочкой без всякого абажура, а cветильники-лампочки на шнурах - отбрасывают тени гламурных люстр в стеклянном панно.
Огромное значение в освещение залов, помимо декоративного света, несут на себе встроенные светильники Erco. Продукция этой компании, специализирующейся на особых задачах освещения, позволяет создать интересную атмосферу с поистине волшебными эффектами. Сохраняя интимный полумрак вокруг столов и при этом нарядно освещая сами столы, свет добавляет блеска сервировке. Специально подсвечены декоративные элементы в зале, так они выглядят более скульптурными и объемными. С помощью программного обеспечения KNX свет изменяется, подстраивается под различные задачи и вариации расстановки столов.