На десерт: уральский храм-на-воде
Каждый раз, когда речь заходит о строительстве нового храма, возникают целые дискуссии, так или иначе приводящие к вопросу веры, который в светском государстве воспринимается весьма противоречиво. Однако в Екатеринбурге уже шестой год не угасают споры о восстановлении Храма святой Екатерины вовсе не из-за религиозного контекста, а из-за архитектурных противоречий проекта.
Пожалуй, необходимо сказать пару слов, о том, почему именно этот храм вызвал столько шума и критики у жителей города, среди которых деятели культуры, архитекторы, урбанисты, политики и представители медиа.
В 1723 году Вильгельм де Генин начал строительство завода-крепости на берегу Исети, которая была названа из политических соображений в честь великой императрицы Екатерины Великой – Екатеринбург. При заводе, разумеется, как и полагалось в те времена, была возведена деревянная церковь, освященная в честь великомученицы Екатерины. Спустя несколько лет здание обветшало, и сенат поднял вопрос о строительстве полноценной каменной церкви, для чего был приглашен известный архитектор Иоган Вернер Мюллер. Однако Мюллеру так и не довелось поработать над этим проектом и, в силу ряда причин, здание было реконструировано лишь через 15 лет по чертежам А. Кичигина. Такой церковь и просуществовала до 20-х годов XIX века, пока за нее не взялся екатеринбургский архитектор М.П.Малахов, придав ей более конструктивистский облик и расширив до масштабов собора.
В 1930 году первая городская церковь была снесена, и на ее месте построили УралОбком, а позже – фонтан «Каменный цветок», который и сейчас вместе с небольшим сквером и часовней святой Екатерины составляет архитектурный ансамбль на площади Труда в центре города.
В 2010 году губернатор Свердловской области А. Мишарин и владыка Викентий предложили построить храм святой Екатерины на его историческом месте, заменив им фонтан и сквер. Эта идея повлекла за собой массовые протесты и масштабный митинг горожан, организованный депутатом городской думы Леонидом Волковым. Главный аргумент был прост: фонтан «Каменный цветок» уже много лет является символом Екатеринбурга и одним из самых узнаваемых мест города, органично дополняющим конструктивистский ансамбль на улице Ленина.
Кроме того, буквально в двухстах метрах от площади Труда уже построен Храм-на-Крови – один из самых больших храмов в Екатеринбурге. Тогда от проекта новой церкви отказались, однако через несколько лет было вынесено другое предложение: храм на воде. По задумке епархии храм будет возведен на искусственной насыпи в акватории городского пруда, и к нему буду вести два широких пешеходных моста с противоположных берегов. При этом новый храм не будет похож на тот, что снесли в 30-х годах, а станет собирательным образом московского Храма Василия Блаженного и петербургского Храма Спаса-на-Крови. Спонсорами масштабного строительства выступили УГМК и РМК.
Идея была воспринята жителями города двояко: одни нарекли храм «капкейком-на-воде» и с интересом стали ждать развития ситуации, другие высказались крайне негативно. Так, урбанист и политолог Дмитрий Москвин замечает, что строительство храма в акватории пруда не только не решит ни одной проблемы города и жителей, но и прибавит новых, например, в виде закрытия набережной на несколько лет. Концепция также практически единогласно была отклонена свердловским отделением Союза архитекторов России, а петицию против строительства подписали более ста архитекторов города. Большинство голосует против храма из-за перекрытия визуальной перспективы в центре города, которую дает пруд, а также из-за самого характера постройки – явного «новодела». В ответ архитектурное бюро «Птарх» разработало свое видение храма, объединив недостроенную телебашню и культурно-религиозный центр. Правда, это предложение не было рассмотрено всерьез.
Однако есть и сторонники храма-на-воде. Так, журналист Евгений Енин считает, что храм станет «фишкой» Екатеринбурга, привлечет туристов и сможет претендовать на звание главной достопримечательности города. Это подтверждает и зарубежный опыт: единственной православной церковью на воде сегодня остается Церковь Николая Чудотворца в Киеве, которая стала центром паломничества и туризма.
Кроме того, нельзя не отметить, что в России Храм святой Екатерины станет первым подобным архитектурным проектом религиозного характера, и это, безусловно, шаг церкви навстречу современным градостроительным идеям.
Одобряем храм-на-воде?