В Екатеринбурге все Норм: история одного строительства
Феномен сверхформ и гигантизма в архитектуре в разные периоды истории был то выражением величия, богатства и значимости владельца, то символизировал благосклонность лидера к народу, то был источником давления на маленького человека.
В конце концов было сформировано новое представление об архитектуре как искусстве и о городском пространстве как едином полотне, каждая деталь, каждый рисунок которого вписываются в общий ансамбль. Однако тенденция постмодернизма к постоянной интерпретации и игре с образами и пространством привела к очередной гонке, в которой все номинации начинаются со слова «самый…», а продолжаются чаще всего словами «высокий», «крупный», «масштабный» и «выдающийся». Постмодернизм не позволяет искусству просто существовать, оно должно выделяться, удивлять и даже шокировать. На этом фоне в России сегодня одним из наиболее часто называемых имен в архитектуре стало имя Нормана Фостера – мастера сверхформ, разрывающего невидимую ткань городских пространств уже более 40 лет. Hearst Tower в 64 этажа, 40-этажный небоскреб Мэри-Экс, названный жителями Лондона «корнишон», 370-метровый мост Миллениум, пересекающий Темзу – все это проекты Нормана Фостера с 1999 по 2005 год.
Начиная с 2004 года архитектурное бюро Нормана Фостера штурмовало российские города. Они предлагали амбициозные проекты: 612-метровый небоскреб в «Москва-сити», многофункциональный комплекс «Хрустальный остров», комплекс «Апельсин» на месте ЦДХ, проекты реконструкции гостиницы «Россия» и Пушкинского музея – но все они не были реализованы. Чаще всего барьером между чертежами и реальностью становилась нехватка финансирования. Так случилось и с небоскребом в комплексе «Москва-сити», и с проектом реконструкции острова «Новая Голландия», занявшем первое место на выставке недвижимости MIPIM в Каннах.
Так бы и закончилась история о невероятных приключениях Нормана Фостера в России, если бы в 2014 году градсовет Екатеринбурга не согласовал возведение в городе 15-этажной штаб-квартиры РМК (Русской медной компании). Согласно проекту, высота здания будет довольно скромной, всего 87 метров, однако в окружении исторических особняков XIX века такая постройка будет выглядеть гигантом. В основе архитектурного концепта заложена форма кристалла меди в виде любимых Фостером сетчатых оболочек. Жители Екатеринбурга уже окрестили здание «Ананасом» из-за похожего ромбического рисунка и медно-желтого оттенка фасада.
Проект Нормана Фостера в Екатеринбурге
Градсовет принял проект практически единогласно, заметив, впрочем, что он определенно не впишется в ландшафт. «Он не впишется в нашу архитектуру так же, как и другие проекты Нормана Фостера не вписываются в городское пространство в разных странах мира. Но может быть вся прелесть и есть в его особенности?» – заметил председатель градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин.
Нашлись и противники «ананаса», сравнившие его внешний вид с формой советского бетонного забора, а цвет – с ржавчиной. Так, журналист Сергей Беляев предположил, что здание штаб-квартиры РМК «будет стоять на улице Горького, как одинокий рыжий шпиль».
Несколько месяцев назад на стройплощадке был установлен «пробник» здания – мини-вариант двух этажей, который постепенно обрастает фасадом и превращается в полноценное офисное помещение. В реальных же масштабах на данный момент идет строительство первого этажа, где уже установлены 12-метровые колонны из белого бетона.
Стройка нового здания Нормана Фостера в Екатеринбурге.
Одобряем проект Нормана Фостера в Екатеринбурге?