Он вам не музей: каким будет новый культурный центр ГЭС-2
Официальная дата открытия амбициозного проекта ГЭС-2, наконец, объявлена — реконструкцию планируют завершить летом, а уже в конце сентября 2020 года грандиозный арт-кластер площадью 40 000 кв. м откроется первым выставочным проектом. Рассказываем, кому из художников доверили открытие первой московской резиденции фонда V-A-C и чего вообще ждать от этого проекта.
Архитектура как чудо
«Создание архитектуры — это всегда чудо», – настаивает итальянский архитектор Ренцо Пьяно, но чудом было не только это. Сама возможность создания культурного центра в пространстве выведенной из эксплуатации электростанции на острове Балчуг во многом определила дальнейшую судьбу этого проекта. Основатель фонда V-A-C Леонид Михельсон выкупил его в 2014 году и признается, что именно эта покупка стало главным стимулом к работе над проектом.
Визуализация проекта ГЭС-2, Renzo Piano Building Workshop
ГЭС-2 — это не только здание бывшей электростанции, но и прилегающая территория общей площадью 2 гектара: центр художественного производства «Своды» (здесь будут мастерские, звукозаписывающая студия и фотолаборатория) и пешеходная зона с рощей, спуском к воде и смотровой площадкой. «Островное» местоположение станции добавило архитекторам работы — почва здесь подвижная, поэтому гигантское задние буквально пришлось поднять на домкратах, а затем поставить на новый фундамент.
«Чудес я видел много, но ГЭС-2 для меня, пожалуй, самое важное чудо» архитектор, основатель Renzo Piano Building Workshop Ренцо Пьяно
Крыша ГЭС-2 и один из фасадов — тот, что выходит на реку, — будут прозрачными. В солнечные дни «проспект» внутри здания — так создатели проекта называют пространство под 20-метровым нефом — будет вся заполнена светом. Летом фасад будут открывать, позволив внутреннему пространству объединиться с внешним. В пасмурную погоду здание будет работать как «световой фонарь», то есть светиться изнутри. Архитекторы вернут исторической постройке и 70-метровые трубы, привычную часть московского пейзажа. Они станут полупрозрачными и будут работать как естественная вентиляция — не выбрасывать воздух, а поставлять его внутрь здания.
Визуализация проекта ГЭС-2, Renzo Piano Building Workshop
Архитекторы не случайно, говоря о планировке ГЭС-2, апеллируют формулировками «проспект» и «улица» (она, посредством лестниц, тянется через все здание) — предполагается, что новый культурный центр станет, своего рода, городом в городе. Помимо выставочных пространств, мастерских российских и зарубежных художников-резидентов ГЭС-2, библиотеки и актового зала (одна из его стен будет прозрачной, но с возможностью затемнения), здесь появятся сувенирные магазины, кафе, ресторан, а также помещения, не связанные напрямую с творчеством, например, конференц- и лекционные залы.
Хотя Ренцо Пьяно и использует формулировку «открытое принимающее пространство», очевидно, что здание будет очень сложно устроенным — одних только лифтов здесь планируется порядка 30.
«В проекте ГЭС-2 есть все, о чем может мечтать архитектор: место с богатой историей, бывшее индустриальное здание, производившее энергию и свет, и возможность создать новый дом для красоты. Красоты, воплощенной в искусстве, науке и дружном единении» Ренцо Пьяно
Визуализация проекта ГЭС-2, Renzo Piano Building Workshop
За зданием ГЭС-2 «вырастет» березовая роща, через которую по тропинке можно попасть на смотровую площадку, построенную параллельно Патриаршему мосту.
Под двором и рощей — Дно. Так будет называться двухуровневая парковка, рассчитанная на более чем 200 машиномест. Верхний уровень парковки, кроме того, предназначен для проведения музыкальных мероприятий. Под дном расположено Второе дно — открытое хранилище ГЭС-2 с коллекцией фонда V-A-C. Посетить его смогут все желающие — по предварительной записи.
Не храм, а фабрика искусств
«ОН ВАМ НЕ МУЗЕЙ» — написано на фотографии в инстаграме V-A-C Foundation, и это, пожалуй, главное, что нужно знать о будущем культурном центре. Вместо традиционного храма искусства, где на каждом шагу чувствуешь величие довлеющих над тобой архитектуры и идеи, будущий ГЭС-2 — это место для всех, пространство, где «кипит жизнь и производится современная культура». Отсюда — и максимально свободная планировка пространства, где будут происходить самые разные события. По существу, это такая крытая пешеходная зона, перемещаясь по которой можно свободно переходить от одного выставочного или образовательно проекта к другому.
Визуализация проекта ГЭС-2, Renzo Piano Building Workshop
«Нашей задачей было создание, в первую очередь, интеллектуальных пространств и только во вторую — выставочных»генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иаррочи Мавика
Хотя ГЭС-2 разместится на стыке двух культурных кластеров (с одной стороны — Пушкинский музей и его музейный городок, с другой — Третьяковская галерея с новым строящимся зданием), он станет совершенно иной культурной институцией. Генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иаррочи Мавика отмечает, что против классических музеев ничего не имеет. Но если их роль — в сохранении наследия, ГЭС-2 в своей деятельности надеется на нечто большее. Этот проект должен стать не просто статичным, встроенным в ландшафт города сооружением, но активным элементом самой городской жизни, агентом межличностных отношений, которые делают опыт пребывания в городе действительно современным. Основатели проекта уверены: ГЭС-2 станет культурной институцией нового типа, точкой притяжения для жителей самых разных городов и стран.
Крыша ГЭС-2 сквозь леса
«Санта-Барбара» в контексте становления России
Для открытия ГЭС-2 фонд V–A–С на шесть месяцев предоставит здание исландскому художнику Рагнару Кьяртанссону, известного своим интересом к эмоциональной силе музыкальных и мелодраматических нарративов. Отправной точкой станет «Санта-Барбара» — первая зарубежная мыльная опера на российском телевидении, показ которой к тому же совпал со стартом становления новой национальной идентичности России. Одноименный проект художника предполагает серию связанных между собой выставок, кинопоказов, музыкальных и просветительских программ, а главное — съемки фильма. Оригинальные сцены будут воспроизведены на русском языке с участием актеров, художников и любых мечтателей. Такая непростая задача подчеркивает глубокий интерес Кьяртанссона к акту постановки и практической невозможности в довольно короткие сроки переснять 1823 серии знаменитого сериала.
«Съемки нашей "Санта-Барбары" станут частью масштабной выставки... Я не могу не сравнивать ГЭС-2, этот “дворец света", со студиями, на которых снимали фильмы в старом Голливуде — они были так же залиты солнечным светом»художник Рагнар Кьяртанссон
Сразу после пяти месяцев «Санта-Барбары» стартует проект «Правда: зачем реализм?», после него — «Мать: почему Родина — мать?», а затем — «Космос наш: в будущее возьмут всех», в которой V-A-C обращаются к небезызвестной фразе Кабакова. Финальным проектом анонсированных «Пяти сезонов» станет «Еле слышно: глас хлада тонка (3 Цар. 19: 11 — 12)».
Фото предоставлены пресс-службой V-A-C Foundation.