Принять город: выпускные работы студентов БВШД о Москве и реновации
Может ли творчество лечить от боли, а раздражение служить источником вдохновения? Можно ли воскрешать прошлое и создавать новое, не разрушив старое? Студенты БВШД уверены, что да. Они представили проекты, которые должны помочь нам всем взглянуть на проблему стройки, реновации и сохранения исторического облика Москвы по-новому.
Арт-проект «Безопасная зона»
Лиза Остапенко, выпускница Foundation Art & Design. Превратила раздражение в источник вдохновения.
Возле моего дома началось строительство станции третьего кольца метро. Весь район перекопали: спать невозможно, пройти невозможно и сбежать невозможно. Я решила выйти из плоскости слухов и политических споров на тему стройки в Москве и заняться поиском баланса между эстетикой и раздражением. Работа шла в трех направлениях: цвет, форма и звук. Общая идея для каждого направления – взять элементы, которые мне не нравятся и раздражают, и объединить их в нечто более органичное и эстетичное. В результате, первой частью проекта стала интерактивная инсталляция, в рамках которой я предлагаю зрителям выбрать заготовленные мной формы – негативные и позитивные «слепки» стройки – и собрать из них конструкцию, которая им нравится. Второй частью является музыкальное произведение, созданное совместно с композитором Петром Юдкиным из шумов, «подобранных» на стройке. Да, моя попытка переключения от негатива к позитиву через эстетическое удалась. Теперь, наблюдая за стройкой, я часто ловлю себя на мысли: «Пожалуйста, пошумите еще! Я придумаю что-нибудь новенькое!».
Арт-проект «Уродливый, ужасный, красивый»
Дарья Кочеткова, выпускница Foundation Art & Design. Сделала из ужасного арт-объект.
Я исследовала дома, которые не нравятся людям визуально, пыталась выделить элементы, суть «некрасивости», и объединить их в финальный образ «самого некрасивого» здания в Москве. При этом, итоговый вариант все равно получил какую-то часть моего представления о прекрасном. В результате изучения общественного мнения я поняла, что людям, главным образом, неприятны брутальные здания большого размера, конструктивизм, а также фасады из стекла и бетона. Но внешний вид – это не повод сносить здание. У нас не Санкт-Петербург, который строили по плану. Архитектура Москвы хаотична и разнопланова за счет смешения стилей, накладывающихся друг на друга с течением времени. Город живет и развивается. Поэтому нужно сохранять все, что можно сохранять. В прошлом году на Таганке снесли телефонную станцию 20-х годов, конструктивизм в самой красе. Я не помню, в чем была причина: аварийное ли состояние, или она кому-то мешала. Но я считаю это очень неправильным шагом. От хрущевок я бы избавилась не из-за их внешнего вида, а из-за того, что это некачественное жилье. Но как пример архитектуры, я бы их частично оставила.
Архитектурный проект «Московский комбинат игрушек»
Даниля Хутбеева, выпускница BA (Hons) Interior Architecture and Design. Придумала альтернативу хрущевке, ничего не разрушив.
Мы все получили задание найти заброшенное промышленное здание неподалеку от Московского центрального кольца и превратить его в жилой комплекс. Я выбрала Московский комбинат игрушек – типичное индустриальное здание 60-х гг ХХ века, расположенное на севере Москвы в Коптево. В районе до сих пор сохранилась низкая застройка. Через мост от комбината стоят пятиэтажки в аварийном состоянии. При этом 80% площади комбината либо арендовано под офисы, либо пустует. Я предлагаю людей из этих пятиэтажек переселить в комбинат игрушек. То есть на первом этаже у меня остается комбинат игрушек, а четыре верхних этажа превратятся в жилой комплекс. Я постаралась максимально адаптировать комбинат под жителей хрущевок, чтобы они не чувствовали яркого контраста. В доме будет пять подъездов, он останется низким. Мне бы очень хотелось воплотить проект в жизнь, но непонятно, насколько это рентабельно девелоперам. Сейчас в Москве главное – увеличение прибыли, поэтому и строятся многоэтажные здания, и никто не задумывается об облике города в целом, к сожалению.
Графический проект «Забор»
Елена Жалина, выпускница программы BA (Hons) Graphic Design. Заметила то, что может скоро исчезнуть.
Я думала о функциональном дизайне, который незаметно окружает нас на улице. В итоге решила сделать проект о заборах, известных каждому жителю Москвы. В моем районе, Митино, – 73 различных дизайна. Кто-то же их придумывает! Я делала исследование, отправляла запрос в управу района. Мне ответили, что точной информации о дизайне заборов нет. Я ходила по району, фотографировала дизайны, преображала их в векторные формы и собирала их в шрифт. Мой проект – это книга, где описано исследование, перечислены дизайны, цвета и их комбинации, а также приведена таблица, в которой каждой букве соответствует определенный дизайн забора. Да, дизайнами заборов из Митино теперь можно написать книгу. Я считаю, что заборы эти – элемент не старой Москвы, а как раз нынешней, и не факт, что они с улиц скоро совсем исчезнут, так как предложения и инициативы по их замене уже были, но заборы все еще здесь. Возможно даже, найдется кто-нибудь, кто выступит за их сохранение, кто знает. Конечно, в конце концов Москва от них когда-нибудь избавится, и поэтому да, мой проект является такой попыткой зафиксировать этот феномен во всем его разнообразии. Буду рада, если это мое исследование кому-нибудь в будущем пригодится.
Звуковая инсталляция «Реконструкция»
Натали Лахтина, выпускница программы BA (Hons) Fine Art. Воскресила прошлое.
Я создала 12-канальную установку, с помощью которой воспроизвела звуки эпохи индустриализации, в частности, завода «Манометр», существовавшего некогда в стенах Артплея. Материал брала из первых советских фильмов о заводе, а также из личного интервью с работницей завода. Та рассказала, что 10 из 16 цехов были такими шумными, что люди были вынуждены общаться с помощью записок. Поэтому в моем звуковом ландшафте отсутствуют человеческие голоса. Для меня человек эпохи индустриализации – это механизм, что-то вроде бронированного поезда, который мчится вперед, это отсутствие индивида. Но в данный момент мы имеем другое, новое наполнение завода, Артплей за старым фасадом. Механический рев стих, и индивид высвободился. И мы как индивиды можем переосмыслить историю и сказать что-то новое. Моя работа – это стык эпох, конфликт и диалог прошлого и настоящего, чья середина – внимательный слушатель.
Все фото – Британская высшая школа дизайна.