Филиал Музея Виктории и Альберта – проект Кенго Кума
Итоги конкурса на здание шотландского филиала Музея Виктории и Альберта, а осенью прошлого года музей открыл свои двери – в здании, автором которого стал Кенго Кума. Дизайнер интерьеров Мария Черкасова успела съездить в Данди и рассказывает нам о своих впечатлениях.
Проект музея – один из фрагментов масштабного плана по реконструкции бывшей гавани с доками в красивую набережную. Новый музей, фасад которого сложили из 2500 литых каменных элементов, напоминает слоистые шотландские скалы. Проект обошелся государственному бюджету в £80 млн: теперь основатели рассчитываю на «эффект Бильбао» и собираюсь привлечь с помощью впечатляющего проекта больше туристов в город.
Объем здания представляет собой две перевернутые пирамиды, которые срастаются на высоте второго этажа. Поскольку в конкурсном задании оговаривалось, что здание должно поддерживать визуальную связь между городом и рекой, Кума разделил свой музей на уровне первого этажа надвое. Получившаяся арка кадрирует вид на воду. Фасад покрыт горизонтальными бетонными «слоями» – на монтаж 2500 фасадных панелей ушло семь месяцев. Сам образ архитектор почерпнул у скал на северо-восточном побережье Шотландии. Оболочка здания – цельная структура, музей выдается в сторону Тей мощным выступом длиной почти в двадцать метров.
Постоянная экспозиция музея посвящена шотландскому дизайну, и его уже называют крупнейшим культурным приобретением региона в XXI веке.
Филиал Музея Виктории и Альберта в Данди, фото: Hufton+Crow
Мария Черкасовадизайнер интерьеров
Моя была поездка в музей Виктории и Альберта, единственный за пределами Лондона, – в городе Данди. До города мы добирались на поезде из Эдинбурга. Выходим из здания вокзала, и сразу видим его – здание музея. Ошибиться невозможно. Среди типичных зданий викторианской эпохи из серого камня распростерся похожий на птицу музей – из легких реек, воздушный, лаконичный. Сходство то ли с парящей над морем птицей, то ли с силуэтом парусного судна еще более подчеркивается соседством – парусником Discovery, на котором Роберт Скотт отправился исследовать Южный полюс.
Исследования и дизайн – все это очень близко.
Первый этаж – огромная welcome-зона. Соседство с морем, начинающиеся океанские просторы – все это созвучно просторному интерьеру. Здание нависает над морем, и ты через стеклянную стену видишь под собой воду. Простор, воздух, вода, дерево реек, покрывающих стены. Экспозиция делится на три части: тематическая выставка – в день нашего посещения это была Ocean Liners: Speed and Style, – посвященная океанским лайнерам, выставка студентов шотландских колледжей дизайна и собственно основная выставка, галерея Шотландского дизайна.
Фото: Hufton+Crow
Выставка студентов дизайн-колледжей небольшая, но подкупает преданностью своей земле, своим корням и интересом к продолжению традиций шотландского дизайна.
Выставка Speed&Style – великолепна и с методической, и с эстетической точек зрения. Она подробно рассказывает об инженерной, экономической, политической составляющих океанских лайнеров как явления. И предоставляет массу материала для вдохновения. Это экспозиция интерьеров, предметов декора и мебели с таких лайнеров, как Нормандия или Queen Mary. Здесь же можно увидеть эскизы декора курительной комнаты второго класса. Например, текстильные панно для каждого лайнера разрабатывались индивидуально. Мебель, отделка, даже посуда – все изготавливалось на заказ. Концепция оформления лайнеров была такая: сделать их плавучими дорогими отелями, хотя, конечно, качество отделки зависело от класса пассажиров. Интересное сопоставление – французская Нормандия уже оформлена в модном ар-деко, британские Queen Mary и Queen Elizaneth – более консервативные, классические, тогда как немецкие Беремен и Европа продвигали стиль модернизм. Завершается выставка введением в образ жизни, который вела на борту респектабельная публика, и экспозицией платьев особенно знаменитых персонажей.
Некоторые экспонаты музея, фото: Victoria and Albert Museum, London
Постоянная экспозиция музея посвящена истории Шотландского дизайна, от архитектуры до моды.
Внезапно понимаешь, как многим мы обязаны шотландскому дизайну.
Школа Глазго, воссозданная Дубовая комната Чарльза Макинтоша, классики английского классицизма (простите за каламбур) Роберта Адама, даже популярные ныне резиновые сапоги Hunter – это, оказывается, все родом из Шотландии. Утопический проект 1958 года по преобразованию трущоб Глазго под названием Висячие Сады. Бетонный дом с общими балконами, соединяюшими квартиры как место, где обитатели могут болтать, сушить белье, пока их дети играют. Не спускаясь на землю. Проект встретил много трудностей при реализации и в итоге был демонтирован в 1993 году.