Довести до суда: три спорных проекта Сантьяго Калатравы
Сантьяго Калатраву — испано-швейцарского архитектора, чью эстетику иногда определяют как «био-тек», — обвинили в «халатности». Речь идет о мосте над Гранд-каналом в Венеции, но это далеко не первый случай, когда работа Калатравы вызывает сомнения и провоцирует судебные иски. Рассказываем, в чем проблема моста Ponte della Costituzione и в чем еще в разное время обвиняли архитектора.
Мост конституции в Венеции
Калатрава — опытный инженер и архитектор, с четырьмя десятками реализованных проектов мостов в арсенале. Вантовый мост Аламильо в Севилье, мост Бак-де-Рода в Барселоне (в народе его так и зовут: мост Калатравы) и «Струнный мост» в Иерусалиме — чудеса природы, переведенные на язык архитектуры. Итальянский суд, впрочем, заслуги мастера не оценил, даже наоборот. Образ архитектора как «уважаемого, всемирно известного профессионала с высоким уровнем компетентности и большим опытом в строительстве мостов» сделал допущенные ошибки в глазах судьи «еще более серьезными». Калатраву оштрафовали на 78 000 евро.
Построенный в 2008 году 94-метровый мост сначала назывался Quarto Ponte sul Canal Grande (потому что это был четвертый мост через канал), но позже был переименован в Ponte della Costituzione — в честь 60-й годовщины конституции Италии. Проблемы с ними начались с момента открытия: архитектора обвинили в отсутствии пандусов для инвалидных колясок, поэтому рядом с мостом пришлось достраивать подъемник для лифта. Строительство повлекло новые расходы (речь идет о 2 млн. евро) и закончилось в 2013 году, но ничего хорошего из этого не вышло. Кабина мобильного лифта летом раскаляется, и в ней невозможно находиться — в апреле этого года лифт решили закрыть.
Другая проблема связана с покрытием из закаленного стекла. Рассчитанное на 20 лет, оно износились гораздо быстрее и требует частичной замены уже сейчас. К тому же горожане жалуются, что во время дождя ходить по мосту опасно — слишком скользкие. В итоге не только расходы на строительство оказались сильно выше запланированных, но и техническое обслуживание обошлось дороже. Адвокаты Калатравы собираются обжаловать постановление суда, общественность во мнении расходится. Пока одни разносят Калатраву за безумно дорогие проекты, другие — напоминаю, что перед тем, как быть реализованным, проект вообще-то был согласован с городом.
Протекающая крыша винодельни в Риохе
В 2013 году владельцы винодельни Ysios в испанском регионе Риоха подали в суд на Калатраву за протекающую крышу. Они требовали с архитектора 2 млн. евро — эта сумма должна была покрыть ущерб от протечек и стоимость ремонтных работ. При этом, сама винодельня была построена за 12 лет до этого, и хотя крыша начала протекать не сразу, прежде, чем обратиться в суд, владелец неоднократно привлекал сторонних мастеров в попытке залатать дыры.
В заключении эксперта было сказано, что волнообразная крыша, сделанная из дерева и алюминия, попросту не могла защитить здание от дождя.
Город искусств и наук в Валенсии
А еще одним годом ранее Калатрава принимал участие в другом судебном процессе. В центре внимания оказался спроектированный архитектором «Город искусств и наук» в Валенсии. Сначала левая испанская политическая партия Esquerra Unida обвинила архитектора в сделке с консерваторами из правительства — якобы, Калатрава получил немаленький процент от стоимости строительства комплекса (по слухам, он обошелся городу в 1,1 миллиарда евро, превысив первоначальный бюджет в четыре раза). Обвинения с подробным «разбором полетов» выложили на сайте с недвусмысленным названием Calatrava te la clava («Калатрава истекает кровью»). Когда Калатрава подал на Esquerra Unida в суд, проект признали «оскорбительным и унижающим достоинство». Архитектору выплатили компенсацию в размере 30 000 евро.
Одновременно Калатрава ждал решения другого суда, и тоже в связи с этим проектом. Во время сильных ветров фрагменты испанской мозаики «тренкадис» буквально сдуло с фасада здания. Впрочем, расследование инцидента установило, что вина лежит на субподрядчике, ответственном за нанесение клея, который использовали для крепления мозаичной плитки, а не на Калатраве. Архитектор вызвался восстановить первоначальный вид фасада.