От идеи до прототипа: кресло OLVA Ильи Легчатова
В кресле OLVA предметный дизайнер Илья Легчатов соединил любовь к биоморфным силуэтам и чистой эстетике модернизма. Модель, выпущенная в коллаборации с российской мебельной компанией Leda Artisans, воплощает в себе синергию ручного труда и новейших технологий — именно благодаря этому удалось добиться плавного перехода сложных скульптурных форм. Мы попросили Илью рассказать о концепции кресла и других тонкостях производственного процесса.
Илья Легчатовдизайнер
Как появилась идея
Мне хотелось создать премиальный предмет мебели, легкий с точки зрения визуального восприятия, но в то же время с узнаваемым почерком и запоминающимися авторскими ходами. Образ родился почти сразу же: в нем воплотился мой визуальный язык, который в свое время сформировался под влиянием ар-нуво, модернизма и биоморфизма.
Сегодня сложно придумать что-то особенное — все формы так или иначе уже созданы ранее, и иногда дизайнеры уходят в слишком авангардные концепции. Такие предметы могут вызвать удивление у среднестатистического потребителя, но вряд ли они купят подобный продукт: все-таки эта история ориентирована на маленький процент аудитории или даже на коллекционеров. Моей задачей было создание классического по восприятию образа, в котором благодаря уникальной технологии обработки деталей и их соединения воплотился мой авторский почерк и любовь к плавным линиям.
В кресле OLVA графическая игра линий приобрела скульптурную изысканность под влиянием функционализма, морской бионики китовых семейств и модернизма середины XX века.
Модель перекликается с другими моими работами – за счет все тех же мягких линий, – но при этом она стала дебютным предметом из массива дерева.
Как создавался предмет
Из-за сложных скульптурных форм производство подобного кресла под силу далеко не каждой российской компании. Чтобы добиться непрерывности меняющегося профиля и плавного перетекания деталей из одной в другую, во время изготовления предмет пришлось делить на множество частей. Каждую из них фрезеровали на высокоточной координатной машине, а затем собирали воедино, подгоняли и финально шлифовали вручную.
Поиск формы спинки
Главной сложностью стало сочленение сиденья с каркасом. Чтобы соединяющих элементов не было видно, я пошел на усложнение: в результате царги расположены не под сиденьем, как в случае с обычными каркасными креслами из массива, а уходят внутрь него, буквально пронизывая мягкую часть.
Процесс изготовления кресла
Другим оригинальным приемом стал почти незаметный переход подлокотника в заднюю ножку — это тоже отсылка к бионическим формам.
Прочный деревянный каркас дополнен мягкой обивкой. Она может быть выполнена из любого текстиля, но лично мне сейчас особенно нравятся фактурные ткани — такие как букле, с ее характерной визуальной и тактильной мягкостью.
Тонкости производственного процесса
За свою практику я работал с разными материалами, но именно дерево привлекало меня с самых ранних лет. Когда я начал изучать дизайн, то обратил внимание на стиль mid-century modern, в котором как раз преобладает мебель из ценных пород древесины. После знакомства с командой Leda Artisans я окончательно утвердился в желании вернуться к этому материалу. Для реализации задумки мне хотелось найти производителя, который заинтересован в создании уникального продукта и развитии российского дизайна в целом. Еще одним немаловажным фактором при выборе компании для сотрудничества стала готовность взяться за действительно сложное изделие.
В процессе изготовления кресла OLVA преобладает ручной труд: подгонка деталей, выведение нужной формы, шлифовка — все это выполнено благодаря бережному подходу и отточенному мастерству команды.
Развитие линейки
Кресло OLVA — это продукт премиум-сегмента, который будет производиться серийно. На конечную стоимость влияет прежде всего материал конструкции и обивки, а также технологии производства, в данном случае — воспроизведение скульптурного силуэта в массиве дерева и обилие ручного труда. Модель получилась достаточно дорогой, поэтому в будущем я хочу расширить линейку — сделать более бюджетные итерации с применением менее сложной техники обработки и сборки.
Все фотографии предоставлены автором.