Олафур Элиассон для Louis Poulsen: что думают о новом светильнике дизайнеры
Один из самых запоминающихся предметов минувшей выставки света Euroluce 2019 – светильник датско-исландского художника Олафура Элиассона OE Quasi. Придуманный для скандинавского бренда Louis Poulsen, он должен стать альтернативой знаменитого светильника Artichoke Поула Хеннингсена, лампы, по которой все знают Louis Poulsen.
Главная особенность светильника – очень сложная форма, из-за которой одним OE Quasi кажется завораживающе интересным, а другим – чересчур избыточным. Визуально светильник представляет собой светящийся шар из белого поликарбоната, выполненный в форме додекаэдра (12 пятиугольных граней) и заключенный в алюминиевую раковину в форме икосаэдра (20 треугольных граней). Разрабатывая столь сложную форму, художник опирался на математику, инженерию и даже биологию – междисциплинарный подход, сотрудничество со специалистами разных сфер, очень важно для Элиассона. «Я думаю намного лучше, когда работаю в группе, – признался художник в интервью журналу Domus. – Если я могу поделиться своими идеями и обсудить их, проект развивается быстрее и лучше». Сегодня в студии Элиассона работает порядка 100 человек, специалистов разных областей, и как минимум четыре раза в месяц все они собираются вместе за обедом. Художник называет такие посиделки «клеем», который скрепляет команду.
Светильник OE Quasi – это тоже результат совместной работы. «Я бы хотел, чтобы дизайнеры, архитекторы и художники придерживались более междисциплинарного подхода и делились между собой идеями и мыслями, – размышляет художник. – А еще лучше, если бы это сотрудничество включало ученых, музыкантов, поэтов, философов, хореографов и танцоров и так далее. Я думаю, на дизайне это бы сказалось наилучшим образом».
Вместе с тем, Элиассон своей работой затрагивает и массу других важных проблем. Так, алюминий, используемый для светильника, на 90% перерабатываем, а конструкция предмета позволяет разобрать его и повторно использовать все элементы. Кроме того, хотя сейчас OE Quasi выпускается только в одном размере, его «форма имеет потенциал для создания меньших вариаций, которая снизит цену». Стоимость оригинальной модели – около $13 000. Примерно столько же стоит знаменитый Artichoke.
Мы расспросили трех представителей индустрии о том, как они оценивают светильник OE Quasi.
Майк Шилов дизайнер интерьеров, предметный дизайнер
Едва увидев OE Quasi на объединенном стенде Design Holding во время Salone del Mobile Milano, я сразу же прокомментировал новинку в социальных сетях как второй выдающийся светильник Louis Poulsen после «Артишока» Поула Хеннингсена. Причин тому несколько. Во-первых, OE Quasi не просто привлекает внимание: его образ захватывает, интригует и шокирует.
Гению световых инсталляций Олафуру Элиассону удалось выразить в предмете индустриального дизайна такие же сильные эмоции, какие вызывают его арт-проекты.
Это само по себе достижение. Во-вторых, OE Quasi — это предмет искусства, созданный гением математических просчетов. Две совершенные фигуры, додекаэдр и икосаэдр, заключенные одна в другую, образуют гиперсложную геометрическую форму, преображающуюся благодаря хитроумно расположенным источникам света. С помощью тонких линий светодиодов, помещенных в алюминиевый каркас, встроенная внутрь светильника фигура из поликарбоната подсвечивается от краев к центру светильника, создавая эффект присутствия невесомого светящегося объекта в центре OE Quasi. В-третьих, именно эта необычная идея излучения света не от центра в стороны, а наоборот, от внешнего контура светильника к его центру, и использование отраженного света для создания схожего эффекта «эфемерного свечения», на мой взгляд, задает новый большой тренд в дизайне осветительных приборов. Олафур Элиассон убедительно продемонстрировал, что светодиодные технологии способны приобретать живое дыхание и создавать атмосферу, которая очаровывает и как никогда приближает дизайн к искусству.
Иван Басов дизайнер, сооснователь бренда Basmaсoncept
Светильник Olafur Eliasson для Louis Poulsen воспринимается абсолютно цельно даже при том, что у него сложное формообразование, включающее в себя две активных структуры: «ядро» и «оболочку». Несмотря на то, что светильник обладает ярко выраженной, самодостаточной, почти агрессивной архитектурой несложно представить, как группа таких объектов образует композиционно целостное решение для пространства. Это сильный проект, не претендующий на радикально новую, инновационную эстетику внешней формы, направленный на исследование и экспериментальный подход к работе со светом.
За данным произведением стоят интересный сторителлинг, известные имена и качественный маркетинг.
Все это дает основание предполагать, что проект будет пользоваться успехом у аудитории. Особенно для меня приятно осознавать тенденцию привлечения современных художников к проектированию предметов для известных марок, людей живущих экспериментами, исследованиями, философией и разрывающих шаблоны восприятия.
Виктор Дембовский дизайнер интерьеров, историк архитектуры и дизайна, преподаватель
Когда великий Поул Хеннингсен создавал лампу «Артишок», еще не было никакого разделения на декоративный и технический-архитектурный свет. Поул мыслил функцией и стремился выжать максимум света из лампочки накаливания, при этом скрыв ее за рассеивателями, благодаря которым от лампы не исходит ни одного направленного луча. Как и большинство шедевров модернизма середины XX века, лампа «Артишок» не привязана ни к какому-то стилю, ни ко времени — она универсальна и органично входит в интерьеры совершенно разных стилистик, от «лофта» до «ла паризьен».
Я люблю Олафура Элиассона как художника и мастера световых инсталляций. Но его лампа OE Quasi этого года для Louis Poulsen даже отдаленно не так хороша, как «Артишок». И я не понимаю, почему ее так хвалят. Мне трудно представить интерьер, где этот предмет будет живо и уместно смотреться, если конечно этот интерьер не будет создан непосредственно под него.
Агрессивная и угловатая, с металлической структурой, лампа диаметром в 90 сантиметров нависает над тобой словно «звезда смерти».
Поликарбонат не то чтобы очень хорошо сочетается с алюминием, который на 90% перерабатывается. Это достоинство, к слову, достаточно сомнительное для предмета стоимостью около 10 тысяч евро.
Даже в максимальном размере «Артишок» выглядит словно нарисованный светом, легким и воздушным. Лампа Элиассона же, даже включенная и не отбрасывающая бликов, тяжела как дамоклов меч. И никакой ассоциации с раковиной и океаном у меня не возникло.
А вам нравится светильник OE Quasi, который Олафур Элиассон придумал для скандинавского бренда Louis Poulsen?