Кристаллография: разбитые вазы дизайнера Лукаса Вегверта
У японцев есть интересная концепция красоты, которую обозначают сочетанием двух слов: «ваби» (прелесть обыденного) и «саби» (прелесть несовершенства). Иными словами, там, где европейцы видят обыденное несовершенство, японцы усматривают еще одно измерение красоты.
Берлинский дизайнер Лукас Вегверт использовал японскую философию по-своему. Подобно старым мастерам, которые подмешивали в клей золотую пыль, чтобы не скрыть, а, напротив, подчеркнуть трещины на разбитой чашке, он «склеивает» разбитые вазы кристаллами. Таким образом дизайнер не только дает вторую жизнь старой керамике, но и наделяет ее принципиально новым, уникальным смыслом.
После продолжительных исследований и многочисленных экспериментов Вегверт разработал универсальный раствор двух солей (одна отвечает за объем кристалла, другая — за его цвет), который имеет свойства клея. Обрабатывая этим раствором сколы разбитых частей сосуда, дизайнер не только склеивает их воедино, но и катализирует рост кристаллических образований. Процесс кристаллизации в некотором смысле случаен, и хотя Вегверт старается максимально контролировать форму кристаллов, их цвет зачастую получается неожиданным. Впрочем, по словам самого дизайнера, «момент неизвестности и отсутствие контроля в творческом процессе и преобразуют ремесло в искусство».
Цвет кристаллов варьируется от полупрозрачного белого, лавандового или малинового до темно-бордового. Иногда кристаллы вступают в реакцию с глазурью, и тогда возникают совсем неожиданные оттенки. Чтобы отслеживать реакции, Вегверт наблюдает за некоторыми сосудами в течение длительного времени — в редких случаях до двух лет. Он работает с одним объектом снова и снова, добиваясь правильного, точнее даже сказать, запланированного результата.
В последнее время дизайнер предпочитает работать с белыми полупрозрачными кристаллами, наблюдая за тем, как они проявляются на отдельных объектах — каждая «кристаллическая» ваза становится уникальным произведением искусства. Не удивительно, что после нескольких лет работы над проектом, понимание Вегвертом процесса кристаллизации деформируется, и он открывает все новые способы контролировать и направлять рост минералов. Неизменным остается только одно: почти поэтическое очарование бесконечными возможностями кристаллов.
Кристаллы обладают «чистой», но таинственной красотой и привлекают людей по многим причинам, начиная целебными свойствами и заканчивая магическими ассоциациями. Это идеальный синтез двух миров: мира науки и мира природы, и в этом противоречии кроется популярность материала. Во времена 3D-моделирования и печати дизайнер пытается вырастить кристалл в тех форме и объеме, которые идеально «лягут» на гладкую поверхность глазурированных осколков старой вазы.
Идея «залечивать» керамику «живыми» кристаллами появилась у дизайнера не сразу. Пытаясь восстановить любимый чайник, который неожиданным образом разбился, Лукас Вегверт начал изучать различные подходы к решению такой, казалось бы, простой задачи и был вдохновлен японским методом ремонта. Вместе с тем, дизайнер учился в Университете искусств в Берлине, отдавал предпочтение органическим материалам и изучал вопросы трансформации и роста, памяти и времени. Работа с кристаллами позволила ему взглянуть на них с неожиданной стороны. Возможность манипулировать органическими соединениями и естественными процессами роста и развития кристаллов для того, чтобы создать свой проект, позволили художнику переосмыслить само понятие течения времени. Где-то между естественным и искусственным, между органическим ростом и творческим вмешательством, между управляемым и бесконтрольным, рождаются объекты на грани науки и волшебства.