От идеи до прототипа: светильник будущего. Alis от Ильи Потемина
Дизайнер и изобретатель Илья Потемин весной анонсировал в России свой удивительный предмет: светильник из будущего, который не пытается встроиться в уже существующую систему классификации от люстр до бра, а обращается к новому потребителю и решает его задачу. Alis — умный интерактивный светильник. «Она», Alis, существует в собственной wi-fi сети, управляется голосом и приложением, диммируется и выключается прикосновениями и наклонами, соединяется с другими такими же объектами и позволяет контролировать всю сеть одной лампой. Кроме того, светильник универсально эстетичный и — как часто любят писать о предметах, для которых это суждение не является правдой — вписывается в любой интерьер (кроме нарочито старомодного или безвкусного). О том, как появилась идея, сколько она стоит и в чем ее инновационность и технологичность — рассказал сам создатель, Илья Потемин.
Как появилась идея
Alis совмещает два мира, которые по какой-то непонятной причине не совмещаются, даже если они должны быть всегда близки. Первый — мир дизайна, второй — мир технологий. Если мы возьмем любую знаменитую светотехническую и дизайнерскую компанию, у всех в коллекциях очень красивые изделия, лампы, светильники — все очень декоративное. Но в этих изделиях нет никаких современных технологий. Вы ими пользуетесь так же, как вы пользовались лампами Эдисона в начале прошлого века. А те светильники, которые можно назвать технологичными – почему-то абсолютно некрасивые. Я решил создать Алис именно по той причине, чтобы соединить хороший дизайн с хорошей технологией.
Технология и первый прототип
В данном случае мы используем очень много материалов. И у меня такой подход, что каждый материал, который я решаю применить в работе, — я должен его понимать, абсолютно на практике владеть техникой работы с ним. Я покупаю станки, изучаю как с ними работать, читаю книги. Насчет технологий можно сказать, что мы всему научились с нуля. Мне пришлось пригласить на проект ребят, которые владеют этими технологиями программирования: software, hardware – для меня на тот момент это было незнакомо. Этой частью проекта занимаются ребята, которые мне помогают, мои друзья.
От первого прототипа, от первых эскизов проект не сильно отличается. Фактически, мы сделали только одно большое изменение — мы хотели сделать так, чтобы обе пластиковые части оболочки сверху и снизу соединялись через алюминиевый профиль, через алюминиевое кольцо. Потом я решил это кольцо убрать, потому что оно было ненужным.
Чтобы докрутить продукт и более-менее довести его до ума, мы сделали 50-60 прототипов. Каждый из них отвечал какой-то первоначальной идее, и как обычно, не до конца получился. Сейчас прототипов уже в районе 150. Я люблю способ разработки под названием «Разработка Эдисона». Мы делаем каждый раз новый прототип, включая одно новое изменение, и если оно работает, мы продолжаем и делаем еще одно изменение, а если оно не работает, — мы возвращаемся на шаг обратно.
Тонкости производства
Мы еще не дошли до индустриального производства и пока находимся на стадии сбора средств на его запуск. Но я могу сказать, что в разработке мы нашли очень много проблем, например, с «hardware» («аппаратным обеспечением»). Нарисовать такой прочный «hardware», который может работать в любой обстановке — это очень сложно, потому что электроника это такая хрупкая вещь, и на неё влияют влажность, температура воздуха, статические токи и еще много всего. Из-за этого у нас изначально было очень много проблем, но потом мы набрались опыта, и сейчас довели технологию до надежного уровня.
Краудфандинг и ценообразование
Ценообразование это моя болевая точка, потому что я не экономист. У каждого продукта есть своя себестоимость, в эту же графу вкладывается маркетинг, вся структура, которая создает и поддерживает этот продукт и небольшая «маржа», которая позволяет создателю чуть-чуть жить на это. А также самая главная «маржа», которая позволяет тебе (дизайнеру) развиваться и вкладываться в новые проекты.
Сейчас мы разработали цену для краудфандинга. У нас есть разные акции, есть early bird – это ранние предзаказчики, которые получат лампу по определенной цене. Потом, когда мы запустим краудфандинг, цена будет уже чуть выше. А в магазинах она уже будет намного дороже. Потому что мы сейчас даем возможность заказать эту лампу сильно заранее — и скидка это наша благодарность за то, что люди готовы нас поддержать и рисковать вместе с нами.
Будущее наступило
Мы разработали интересную систему программного обеспечения: это приложения на телефон, это и целая сеть, внутри которой работает лампа— интернет вещей. И я думаю, что мы на 100% точно будем применять это и в разработке других предметов. Не только связанных со светом, но и с другими задачами и функционалом.
Запуск краудфандинговой кампании назначен на 29 сентября — предзаказ можно оформить по ссылке.