Разрушительная красота: драматичные скульптуры Бауке де Фриза
Творчество нидерландского художника Бауке де Фриза построено на противоречиях. Вместо сохранения и реставрации керамических объектов он, наоборот, использует их обломки для создания новых произведений искусства. Необычные работы автора, которые сам он сравнивает с «красотой разрушения», запечатлевают драматичный момент в истории изделий и позволяют по-новому взглянуть на традиционную керамику.
Выпускник Академии дизайна в Эйндховене и колледжа Central Saint Martins в Лондоне, художник Бауке де Фриз долгое время работал в индустрии моды, прежде чем погрузиться в сферу реставрации керамики. Получив большой опыт в этом направлении (например, создавая модели гипернатуралистичных скульптур Рона Мьюека), автор решил пойти от обратного — деконструировать керамические изделия и формировать таким образом их новую историю.
В период работы частным реставратором я каждый день сталкивался с противоречием между понятиями совершенства и ценности.
Разрушение можно трактовать как самый драматичный эпизод в жизни любого предмета, однако Бауке де Фриз предпочитает определять этот процесс как новый статус объекта и видеть в нем поле для экспериментов.
Бауке де Фриз за работой. Кадр из видео Sotheby’s
Диалог с наследием прошлого
В первых скульптурах Бауке де Фриза можно заметить пересечения с картинами голландских мастеров, создававших свои произведения в XVII и XVIII веках. Среди них — цветочные натюрморты, традиция которых была особенно распространена в родном для художника городе Утрехт. Благодаря таким переплетениям предметы современного обихода, которые создает автор, – будь то тарелка, молочник или чайник, – ненавязчиво отсылают к прошлому, формируя при этом новый символизм.
Одни из первых скульптур художника. Фото: Бауке де Фриз
В своей практике Бауке де Фриз стремится изменить общепринятые представления о несовершенстве. Художник говорит, что сегодня даже едва заметная трещина или крошечный скол делают ценный предмет в глазах его владельца бесполезным и не стоящим затрат на реставрацию. Именно с такими объектами работает автор, бережно восстанавливая их после случайной поломки или длительных процессов разрушения, — но восстанавливая своим авторским способом.
Я хочу создавать работы, в которых разрушительный ущерб станет частью истории произведения и будет представлен в новом контексте.
В поисках места керамики в мировой истории
Работы Бауке де Фриза похожи на обрывки историй, которые позволяют зрителю рассмотреть традиции и культуру, существовавшие несколько веков назад. Так, его вазы из серии под названием Memory Vessel наполняют пространство сувенирами прошлого, переосмысленными с учетом настоящего. И эти, и другие скульптуры художника часто называют «взорванными» — в этом определении кроется способ автора по-новому оценивать важность традиций и ценность произведений искусства из прошлого.
Серия Memory Vessel. Фото: Бауке де Фриз
Среди «взорванных» работ художника выделяется также скульптура чайника, созданная из собранных элементов разбитой китайской фарфоровой посуды, смешанных с чайными листьями и другими материалами. Автор воссоздал процесс разбивания предмета, сформировав вокруг него поэтический контекст.
Фото: Бауке де Фриз
В своем творчестве Бауке де Фриз обращается к традиционной японской технике кинцуги. Мастера этого древнего искусства реставрации используют золотой лак, благодаря чему обновленные изделия сохраняют историю своих разрушений и буквально обнажают полученные дефекты. Художник признается, что ему близка такая философия — когда даже сломанные или разбитые предметы характеризуются особенной красотой. Часто в центре работ Бауке де Фриза оказываются значимые фигуры в истории или религии — например, богиня милосердия и сострадания Гуань Инь, которая на одной из скульптур художника окружена облаком китайских фарфоровых тарелок XVIII века.
Скульптуры с богиней Гуань Инь. Фото: Galerie Ron Mandos; Бауке де Фриз
По словам художника, в начале его практики именно разбитая керамика чаще всего становилась отправной точкой для будущих скульптур — поврежденные изделия сами подсказывали идею. Со временем вектор изменился, и сейчас Бауке де Фризу может потребоваться несколько лет, чтобы найти подходящую поврежденную керамику для конкретного проекта.
Автор создает не только миниатюрные скульптуры, но и более масштабные паблик-арт объекты, не изменяя своей фирменной эстетике. Например, несколько лет назад художник разместил работу Fragments of Memory в одном из секретных садов Лондона. Автор назвал произведение «посланием о принятии травмы и красоте исцеления», воссоздав в нем политическую, географическую и социальную фрагментацию истории Японии.
Бауке де Фриз со скульптурой Fragments of Memory. Фото: © Ричард Стоунхаус
Другим значимым проектом в творчестве художника стало оформление входного пространства аукционного дома Sotheby’s в Лондоне. Для создания декоративной скульптуры в виде арки Бауке де Фриз фотографически расположил разбитые кусочки фарфоровых тарелок.
Фото: Sotheby’s
Использование необычного метода восстановления керамики влияет и на восприятие скульптур Бауке де Фриза со стороны. По характеру некоторых объектов зрителю не всегда понятно, где заканчивается оригинальное изделие и начинается работа художника, — но в этом и заключается магия несовершенной и «разрушительной» красоты.
На обложке: работа из серии Memory Vessel. Фото: Бауке де Фриз; Galerie Ron Mandos.