BRAFA 2025: выбор Design Mate
В этом году BRAFA празднует знаковую дату — до 2 февраля в Брюсселе открыто юбилейное, 70-е издание брюссельской арт-ярмарки. Событие объединило 130 международных галерей, специализирующихся на античном и современном искусстве, антикварной мебели и коллекционном дизайне, ювелирных изделиях, текстиле и других направлениях. Почетным гостем BRAFA 2025 стала португальская художница Жоана Вашконселуш: ее иммерсивные инсталляции, которые дополнили выставочные павильоны комплекса Brussels Expo, привносят в них красочную и динамичную энергетику. Рассказываем о ярких лотах юбилейной ярмарки в нашей традиционной рубрике «Выбор Design Mate».
Monumental bed in Egyptomania style Луи Малар, Galerie Marc Maison
Galerie Marc Maison: Louis Malard, Monumental bed in Egyptomania style, 19th century. Walnut with polychromy
Эта монументальная кровать впервые была представлена широкой публике на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Выполненный краснодеревщиком Луи Маларом предмет олицетворяет египтоманию — отличительную примету XIX века. Так, Малар не просто заимствовал характерные для искусства Древнего Египта мотивы, а значительно приумножил их. Кровать отличается масштабным скульптурным изголовьем, а также сидячими египетски статуями, которые выполняют роль прикроватных тумбочек.
Set of 16 EKC 11 armchairs Пол Кьерхольм, New Hope Gallery
Poul Kjaerholm (Denmark, 1929-1980). Set of 16 EKC 11 armchairs. Denmark, circa 1957
Бельгийская галерея New Hope Gallery, которая специализируется на объектах второй половины прошлого века, показывает на ярмарке сет стульев EKC 11 по дизайну датчанина Пола Кьерхольма (1929-1980). Несмотря на опыт работы краснодеревщиком, он выбрал в качестве основного материала в своей практике не дерево, а сталь. В частности, Кьерхольма интересовала ее художественная ценность и способность преломлять свет. В своих предметах дизайнер стремился наделить этот промышленный материал утонченностью, присущей дереву или коже.
Гобелен La Femme et le Moineau (The Woman and the Sparrow) Ле Корбюзье, Galerie Hadjer
Galerie Hadjer, La Femme et le Moineau, Le Corbusier. 1957
Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье создал гобелен La Femme et le Moineau в 1957 году. Это яркий пример обращения Корбюзье к жанру декоративно-прикладного искусства. В своих текстильных работах он стремился создать диалог между пространством, цветом и формой. Гобелен La Femme et le Moineau, яркая композиция которого сочетает в себе абстракцию и символизм, воплощает этот подход архитектора.
Silver salver J. Baptista
Silver salver. Portugal, late 16th century
Португальская галерея J. Baptista участвует в ярмарке BRAFA впервые. Центральный элемент на ее стенде — серебряный поднос, яркий образец португальского столового серебра конца XVI века, которое часто выполняло утилитарную функцию, нежели декоративную. Изделие, украшенное геометрическими элементами и завитками в морской тематике, воплощает художественную утонченность творений локальных мастеров этого периода.
President desk Бодиль Кьер, Gokelaere & Robinson
Bodil Kjaer (Denmark, Hatting 1932). President desk, 1959
Датский архитектор Бодиль Кьер создала этот стол из розового дерева в 1959 году. Предмет производился датской компанией E. Pedersen & Son в рамках проекта для Массачусетского технологического института. Модель, отличающаяся четкими и чистыми линиями, известна тем, что в разное время была представлена в частных коллекциях мировых знаменитостей, а также появлялась в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде.
Wind Günther Uecker, Boon Gallery
Boon Gallery: Günther Uecker (Wendorf 1930), Wind, 2005
Визитная карточка практики немецкого художника Гюнтера Юккера — рельефные динамичные композиции из гвоздей. Их создание он превратил в настоящий ритуал: какое-то время забивание гвоздей в доски оставалось для него синонимом защиты, а в другой период он использовал гвозди на холстах для создания оптического эффекта солнечных часов.
Hypsometrique Bronze Maison Jonckers, OBJECTS WITH NARRATIVES
Maison Jonckers (Belgium, founded in 2015). Hypsometrique Bronze, 2015
Среди экспонатов на стенде галереи функционального искусства OBJECTS WITH NARRATIVES выделяется монолитный стол Maison Jonckers. Рельефная поверхность столешницы вдохновлена искусством картографии, история которого насчитывает почти 8000 лет. Одновременно примитивные и утонченные, работы студии олицетворяют непрерывный поиск баланса между исходным материалом и человеческим вмешательством.
Arcade house with yellow tower Friedensreich Hundertwasser, Gallery Sylvia Kovacek
Friedensreich Hundertwasser (Vienna 1928-2000 Pacific). Arcade house with yellow tower, 1953
Фриденсрайх Хундертвассер был одним из знаковых и самых известных австрийских художников, который разработал собственный стиль, отличный от его коллег-авангардистов. В 1950-х годах Хундертвассер сыграл ключевую роль в развитии орнаментальной абстракции. Помимо композиции, немаловажное значение в его работах имела философская составляющая и, в частности, любовь к природе. В произведениях художника можно заметить его стремление избегать прямых линий, что также нашло отражение в этой картине 1953 года.
Все фото: BRAFA.На обложке: BRAFA 2025, вид на экспозицию с работой Valkyrie Leonie Жоаны Вашконселуш. Фото: © Olivier Pirard © Atelier Joana Vasconcelos.