5 знаковых предметов Баухауса
В 2019 году исполняется 100 лет с образования Высшей школы строительства и конструирования – Баухаус. Школа оказала огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, архитектуры и остается одним из важнейших явлений в истории дизайна. В этом материале рассказываем о пяти важных проектах дизайнеров Баухауса и историях, которые за ними стоят.
Стул «Василий»
Марсель Брёйер, 1925-1926
Изогнутые металлические трубки в конструкции стула, официальное название которого – Model B3 Chair, сегодня символизируют собой главные идеи Баухауса. Вместе с тем, культовый теперь предмет был придуман 23-летним дизайнером, как альтернатива деревянной мебели и способ выйти за пределы всего того, что создавали в столярной мастерской школы. Идея использовать вместо дерева стальные трубки пришла случайно. Брёйер подсмотрел ее у велосипеда Adler, на котором он катался по территории кампуса, – образ велосипедного руля нашел воплощение в стуле. Называть стул «Василием», кстати, стали гораздо позже (несмотря на миф, будто дизайнер придумал предмет специально для Кандинского).
«Василий» запечатлен на одной из самых важных в истории Баухауса фотографий. На снимке на стуле сидит вторая жена основателя школы Вальтера Гропиуса, Ильзе. На ней – маска Оскара Шлеммера и платье по дизайну Лиз Бейер. Оба были идеологами Баухауза.
Театральная маска и «Триадический балет»
Оскар Шлеммер, 1922
Авангардный балет Оскара Шлеммера, описанный дизайнером и мастером Баухауза как «партия формы и цвета», – это психоделическое исследование взаимоотношений фигуры и пространства. Будучи скульптором, Шлеммер отвергал выразительные ограничения, которые накладываются на дизайнера при работе с пластиком, деревом и металлом. Вместо этого он стремился перенести идеи Баухауса в авангардный театр, в танец и в итоге стал одним из главных реформаторов театрального и перформативного искусства XX века. Его самая знаменитая постановка – «Триадический балет» – была задумана еще в 1912 году, вместе с танцорами Альбертом Бургером и Эльзой Хетцель, а впервые показана в Штутгарте в сентябре 1922 года. Вплоть до 1929 года Шлеммер гастролировал со своими авангардным театром, рассказывая в такой необычной форме об образовании и принципах Баухауза.
Заварочный чайник из латуни
Марианна Брандт, 1924
Марианна Брандт – одна из ярких женщин-дизайнеров школы Баухаус. Она оказалась от рекомендованной ей традиционной роли дизайнера по текстилю и нашла себя в работе с металлом. Тут нужно сказать спасибо венгерцу Ласло Мохой-Нади, вовремя разглядевшему талант Брандт во время учебы. Марианна присоединилась к движению Баухаус в 1923 году и стала настоящей звездой мастерской по металлу, легко обойдя многих мужчин-дизайнеров. Она успела создать большое количество впечатляющих объектов дизайна и продолжила свою работу в качестве сторонника и помощника своего наставника Мохой-Надь, вместе с которым они занимались развитием «металлической» индустрии. Чайник из латуни на фотографии выше покрыт серебром, его ручка сделана из черного дерева, а сам он базируется на крестообразном основании.
Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Райх, 1929
Говорят, подражание – самая искренняя форма лести, и в этом смысле кресло «Барселона», пожалуй, самый признанный предмет дизайна в мире. При этом оно не только обошло все модные журналы, но и было замечено в огромном количестве кинокартин. Немецкий дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, один из лидеров функционализма, придумал его для экспозиции павильона Германии на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Ножки кресла, пересекающиеся крест на крест, дизайнер позаимствовал у стульев Древнего Рима.
Стул «Брно»
Мис ван дер Роэ и Лилли Райх, 1929-1930
После выставки стул «Барселона» отправился на Виллу Тугендхат в городе Брно, Чехия. Спроектированная Людвигом Мисом ван дер Роэ она была построена в 1928-1930 годах для Фрица Тугендхата и его жены Греты и сегодня считается иконой архитектуры модернизма. Потому не удивительно, что в этом проекте отметился и еще один классический объект Баухауса (и Миса ван дер Роэ) – стул «Брно», также известный по номеру модели – MR50. Форму этого предмета определяет любовь архитектора к чистым линиям и гладким фактурам. Несмотря на значительный вес стула, он стал важным элементом шикарных офисов и домов.