Новая церковь в Мексике как развитие архитектурного языка
Испанские архитекторы Moneo Brock построили в мексиканском городе Монтеррей церковь ассиметричной формы. Окруженная горными вершинами, внешне она напоминает огромный белый кристалл в центре просторной площади. Постройка отсылает к образу Собора Богородицы в Невигесе знаменитого немецкого архитектора Готтфрида Бема.
Новая церковь расположена к юго-востоку от центра Монтеррея. Главный вход шириной одиннадцать с половиной метров выходит прямо на площадь: это создает визуальную связь между церковью и площадью, которая становится своего рода дополнением к постройке и, по задумке архитекторов, в праздничные дни будет выполнять функцию не только общественного, но и религиозного пространства. Таким образом, при вместимости церкви 350 человек, объединенная с площадью, она сможет охватить куда больше горожан. Фасад церкви представляет собой большую белую стену без орнаментов. Выразительная сама по себе, она выступает откровенным противопоставлением торжественного внутреннего убранства церкви шумной площади.
Дизайн церкви хоть и является современным, но отсылает к образу традиционных храмов раннего христианского периода. В частности, к тем постройкам из дерева и самана, которые монах-францисканец Хуниперо Серра возводил в начале XVIII века в Калифорнии. До наших дней сохранилась как минимум одна из них – белоснежная церковь Сан-Диего.
Согласно плану, внутри базилики размещен прямоугольный центральный неф высотой 15 метров. Он выступает ориентиром к алтарю. Позади баптистерия, вдоль нефа, проходит длинная стеклянная стена, сквозь которую открывается вид на закрытый внутренний дворик храма. С юго-восточной стороны церкви расположены три маленькие часовни, в которые сквозь высокие окна крыши поступает дневной свет. Наконец, над алтарем расположен высокий просвет. Проходя через него, свет отражается в зеркальных панелях на полу и создает проекцию огромного светового креста, расчерчивающего стену от пола до потолка – это одна из наиболее удивительных особенностей проекта. Венчает церковь 43-метровая колокольня.
Дизайн интерьера, включая алтарь, деревянные скамейки для прихожан, а также раздвижные двери на входе и экран, разделяющий баптистерий и центральный неф, полностью интегрирован с архитектурой и также спроектирован Moneo Brock. Также архитекторы разработали художественные элементы интерьера, в частности, витражное окно-розу, которое отсылает к готическим элементам архитектуры и направлено на запад – наиболее впечатляющий эффект достигается во время вечерней мессы.
Среди внутреннего убранства церкви: большая деревянная скульптура Христа на кресте работы галицкого художника Франсиско Лейро, фреска в технике энкаустика с изображением Иоанна Павла II авторства Педро Куни из Нью-Йорка, а также картина с изображением Христа испанки Кармен Пинарт. «Все эти произведения принадлежат современным художникам, которые с большим уважением относятся к традиционному образу церкви и духовенства», – объясняют свой выбор архитекторы.
Как и в случае с большинством церквей, при постройке новой церкви в Монтеррее архитекторам особенно важно было усилить акустические возможности центрального нефа. Чтобы решить задачу, известная акустическая инженерная компания ARAU Asociados тщательно изучила условия, заданные пространством, и помогла Moneo Brock разработать детальный подход к его конфигурации.
Этот архитектурный проект является не только формой религиозного пространства, предназначенного для праздников и обрядов. Он также заявляет о развитии архитектурного языка, основанном на преемственности богатой истории и ранних традиций архитектуры, их интерпретации и обновлении. Новая церковь предстает перед нами как место медитации, а также социо-культурный и образовательный центр. Дизайн церкви, несомненно, является современным, но в своей работе мы опирались в первую очередь на такие традиционные элементы христианских церквей, как колокольня, алтарь, баптистерий, хор, часовни.