Авторский стиль: предметы мебели великих архитекторов
Начало XX века – время появления новых архитектурных стилей. Здания, лишенные любой избыточности, требовали еще более внимательного отношения к интерьеру. А поскольку рынок еще не мог предложить продукцию, соответствующую новой архитектуре, создавать мебель взялись сами архитекторы. Впоследствии идею переняли и архитекторы-наши современники.
Оскар Нимейер
Alta Chair
Площадь в Дуки-ди-Кашиас
Уроженец Рио-де-Жанейро Оскар Нимейер много работал в родной стране и стал одним из основателей современной школы бразильской архитектуры. Наряду с Ле Корбюзье, Вальтером Гропиусом, Фрэнком Ллойдом Райтом и Алваром Аалто он стал пионером в области железобетонной архитектуры. Alta Chair – первый предмет мебели Нимейера. Над дизайном кресла он в 1970-х работал годах вместе со своей дочерью Анной-Марией. Нетрудно заметить, что и здесь архитектор не отходит от использования привычных кривых линий, будто вычерченных в воздухе. Архитектором, кстати, он стал как раз из-за таких «воздушных» чертежей. «Я рисовал что-то пальцем в воздухе, это заметили и на семейном совете решили, что дадут мне художественное образование», – вспоминает архитектор.
Антонио Гауди
Скамейка для столовой в Casa Batlló
Casa Batlló
Выдающийся каталонский архитектор работал в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики. Ни на что не похожие, его здания и ландшафтные проекты завораживают смелостью своих форм и являются «визитной карточкой» Барселоны. Семь из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектор одушевлял каждое свое здание, а потому продумывал его до мелочей. Эту необычную двойную скамейку архитектор придумал для столовой в знаменитом Доме Бальо: два сиденья скамейки сталкиваются в неожиданных направлениях, нарушая привычную линейную форму предмета.
Заха Хадид
Диван Moon system
Центр Гейдара Алиева, Баку
Архитектура Захи Хадид – это текучие здания с невероятным интерьером, напоминающие космические корабли. Вдохновляясь русским авангардом, она проектировала прежде всего сильные визуальные образы с повышенным вниманием к сложности формы – именно поэтому Хадид иногда называют скорее скульптором, чем архитектором. В 2007 году в ходе сотрудничества с итальянским мебельным брендом Sawaya&Moroni вышла коллекция мебели Хадид. Криволинейный диван Moon system – один из предметов этой коллекции – имеет узнаваемую «текучую» форму и говорящее название, отсылающее все к тем же космическим кораблям.
Дэвид Аджайе
Washington Skeleton Chair
Московская школа управления Сколково
Широкую известность британец танзанийского происхождения получил благодаря проектам частных домов знаменитостей Юэна МакГрегора и Александра МакКуина. Кроме того, он проектировал московскую школу управления «Сколково» (самый большой проект архитектора), библиотеку Bellevue в Вашингтоне, галерею Ривингтон Плейс в Лондоне и Музей современного искусства в Денвере. Решетчатый стул Washington Skeleton он придумал в 2013 году. Сложная структура стула созвучна архитектурным решениям Аджайе, чьи общественные здания характеризуются геометрической четкостью линий.
Марсель Брёйер
Wassily Chair
Hôtel le Flaine
Один из первых учеников Вальтера Гропиуса, учредителя Баухауса, австро-венгр Брёйер ушел из дома, едва достигнув совершеннолетия, чтобы изучать дизайн и архитектуру. Сегодня он рассматривается как один из основоположников промышленного проектирования, лидер функционализма. Здания архитектора отличаются пластической выразительностью и мастерским использованием конструктивных возможностей бетона. Один из первых своих предметов мебели, Wassily Chair, он разработал, очарованный, красотой стальных труб, а еще – велосипедной рамой.
Рон Арад
Скамейка Folly Bench
Музей дизайна в Холоне, Израиль
Журналисты называют Арада «беженцем от архитектуры», отмечая, что экспериментальный, бескомпромиссный фокус его карьеры – именно предметный дизайн, а не архитектура. И это несмотря на то, что архитектурная студия Ron Arad Architects реализовала до сотни успешных проектов зданий по всему миру. В их числе: Музей дизайна в Холоне, штаб-квартира Magis в Тревизо, шоу-рум Maserati в Модене, многофункциональный центр Médiacité в Льеже, магазин Йоджи Ямамото в Японии и Опера в Тель-Авиве. Впрочем, началось все действительно с мебели, а именно, кресла Rover Chair, которое и сделало израильтянина знаменитым. Сегодня мебель Арада – это архитектура в миниатюре.
Фрэнк Ллойд Райт
Peacock Chair
Водопад в Милл-Ран, Пенсильвания
Признанный «величайшим американским архитектором всех времен», Райт был лидером школы прерий, чей стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Он построил полсотни зданий, самое известное из которых – водопад в Милл-Ран в Пенсильвании. «Павлиний» стул Райт придумал специально для Imperial Hotel в Токио в 1921 году. Peacock Chair имеет шестиугольную спинку и геометрически-выверенное основание у ног. Четкая геометрия – основной принцип, который Райт использует в архитектуре – архитектор удачно перенес на простой предмет быта, подняв его до уровня произведения искусства.