От идеи до прототипа: капсульная коллекция Castes
Команды ремесленных мастерских Basmart и Freshglass объединились для создания капсульной коллекции Castes, состоящей из столов и вытянутого зеркала. Прообразом линейки стали касты — металлические оправы-крепежи для драгоценностей, которые использовались в качестве украшений грузинских икон VIII века. В изделиях из совместной серии этот образ воплотился в латунном листе: посеребренный металл фиксирует и как будто бы обнимает стеклянную гладь.
Дарья Болховитина и Сергей Мартынов, мастерская FreshglassСемён Лавданский, мастерская Basmart
Концепция и история создания
В основе коллекции Castes лежит любовь к церковной эстетике и тщательной работе с материалом, а также к своему историческому прошлому и национальному наследию. С помощью скульптурных форм мы размышляем о феномене мистического света, тонкой и тихой красоте, о слиянии традиций с визуальным языком современного искусства.
Творческое исследование началось с переосмысления образа венца грузинской иконы VIII века с драгоценными камнями, закрепленными в касты — специальные металлические оправы. Мы нашли оклад иконы в пещерном храме в Грузии. На венце образа отсутствовали орнаментальные мотивы — вместо них здесь использовалось стекло. Этот самобытный и строгий образ оклада мы и решили переосмыслить, сделав первый прототип в мастерской Basmart: в итоге у нас получилась полноценная копия грузинского венца.
Прежде чем воплотить концепцию в жизнь, мы много рисовали и думали, как вписать образ кастов в современный контекст; какими должны быть архитектура и пропорции изделий.
Процесс работы и особенности материалов
Уже в процессе эскизирования мы начали параллельно экспериментировать с материалом, который в итоге подтолкнул нас к финальной форме будущих предметов. Также мы сразу старались учесть, как может меняется характер изделий в зависимости от контекста и интерьера.
Процесс создания изделий
Особое внимание мы уделили поиску стекла и подбору нужных температур для его запекания. Это один из тех материалов, в работе с которым сложно спрогнозировать конечный результат: он требует большого количества проб в конкретных габаритах и толщинах изделия. В масштабе задуманных нами предметов процесс остывания стекла занимает как минимум неделю, но зато такая технология позволяет получить неповторимый результат в зависимости от толщины, размеров, перепадов высот, цвета стекла и закругленности краев объекта.
Процесс создания изделий
Металл, который мы использовали для закрепления стекла, тоже подвергался ряду экспериментов, так как нам очень хотелось передать сокровенность и архаичность материала. Было важно, чтобы он органично «взаимодействовал» со стеклом, а вместе они оставались частями одного целого. Стремясь сделать фактуру латуни максимально живой и динамичной, мы соединили несколько техник. Они заключаются в работе со стволом дерева, по которому прочеканивается металл каждого изделия: этот метод позволяет выбирать, где сделать прожилки, а где оставить более ровную фактуру поверхности.
Латунный лист подобно касту фиксирует и обнимает стекло, принимая его форму и проявляя облик.
Столик Castes
Скульптурную композицию столов завершает тонкое вытянутое зеркало, как будто погружающее зрителя в мистическое созерцание. Здесь строгость и чистота форм, балансирующих на стыке функционального дизайна и абстрактного искусства, соединяются во вневременном диалоге архаики и современности.
Столик и зеркало Castes
Именно многолетние знания, опыт и ремесленный подход двух мастерских позволили, как нам кажется, реализовать задуманное и не остановиться перед трудностями. Надеемся, у нас получилось передать созерцательный, магический, обращающийся к своим мыслям образ сокровенного, который читается в коллекции. В дальнейшем мы планируем расширять линейку и выпускать изделия небольшими тиражами.
Все фотографии предоставлены дизайнерами.