Как технологии VR изменили работу над архитектурными проектами
Выход в виртуальную реальность произвел буквально магический эффект во многих сферах, и архитектура не осталась в стороне. Изначально задуманная как инструмент игровой индустрии, технология VR быстро перешла в прикладную плоскость и сегодня активно меняет не только гейм-девелопмент. О том, как новый технологический прорыв повлиял на работу архитекторов, какие задачи помогает решать переход между мирами, и как ведущие мировые бюро работают с VR, Design Mate рассказал руководитель архитектурной мастерской T+T Architects Сергей Труханов.
Сергей Труханов руководитель
архитектурного бюро
T+T Architects
Архитектура как ключевой драйвер развития VR
Идея виртуальной реальности зародилась в умах человечества уже довольно давно благодаря главным авторам жанра киберпанк — Уильяму Гибсону, Нилу Стивенсону и Брюсу Стерлингу. Они предвосхитили тотальное развитие глобального интернета с поддержкой синтетической действительности. На практике эти идеи нашли отражение уже в нашем веке, но первоначально лишь в качестве развлечения. Элементы виртуальной реальности стали одним из направлений в игровой индустрии, а уже оттуда перекочевали в архитектуру, искусство и проектирование.
Автономность, удобство и технические возможности первого поколения устройств погружения в виртуальную реальность сильно ограничивали их использование. Первоначальный ажиотаж в геймдеве вокруг Oculus Rift, Google Glass и других девайсов сменился стагнацией, превратив их в довольно нишевые продукты для узкой аудитории. Представители девелоперской индустрии и проектировщики тоже долгое время использовали VR лишь в качестве инструмента рекламы, проведения презентаций для клиентов и заказчиков и маркетингового аттракциона.
Oculus Rift. Фото: The Verge
Все изменилось с развитием технологий, программного обеспечения и выходом нового поколения VR-устройств с меньшими габаритами, большей автономностью, мощностью и количеством функций. Геймдев захлестнула вторая волна выпуска развлекательных продуктов качественно нового уровня, а художники и концептуалисты наконец смогли моделировать объекты и миры без каких-либо ограничений. Визионеры от архитектуры стали создавать пока еще невозможные с точки зрения строительных технологий объекты, формируя образ будущего рукотворного мира. Огромную роль в выводе VR на более высокий уровень применения сыграло появление метавселенных, таких как Decentraland и Sandbox.
Эти технологии получили огромный импульс развития, когда их начали использовать fashion-бренды — запускать VR-шоурумы, проводить показы, цифровые мероприятия и полноценные Недели моды.
Для архитектурных бюро, строителей и инженеров такой технологический скачок позволил совместить на практике цифровую среду с настоящей. Сейчас VR имеет все шансы превратиться из символической надстройки в часть базиса бизнес-процессов. Сегодня мы рассматриваем его как потенциально эффективный прикладной инструмент, а не просто как игрушку для заказчика.
Виртуальный шоурум лондонского концепт-стора Machine-A.
Фото: The Institute of Digital Fashion
Как применять VR в архитектуре?
Прежде всего, технологии виртуальной реальности значительно облегчают коммуникацию между архитектором и заказчиком. Когда клиент видит объект не только на условных «кубиках», схемах и визуализациях, а почти может прикоснуться к нему, то он становится гораздо ближе к единому с архитектором пониманию объекта. Так, девелоперские проекты можно просматривать до того, как они будут построены, а клиенты и пользователи могут подогнать параметры под себя, общаясь с проектировщиком на равных.
Раньше эта проблема частично решалась при помощи моделирования на компьютерах, но при погружении в проект через экран монитора всегда останется дистанция между человеком и объектом. Независимо от того, насколько красивым может быть визуализированное изображение, оно останется статичным. VR позволяет любому человеку взглянуть на объект глазами архитектора, увидеть все мельчайшие детали конструктива, игры света и теней, положения объектов и частей проекта в пространстве, будущее и прошлое стройки на любом этапе ее реализации.
Интерактивные интерфейсы — это доступный язык дизайна, который может быть понятен всем, вне зависимости от образования, склада ума и профессиональных компетенций.
Второй столп практического применения VR — это работа над ошибками еще до совершения ошибок. В строительной индустрии умение быстро достичь соглашения с заказчиками, инвесторами и подрядчиками по различным вопросам играет решающую роль. Ранее мы неоднократно встречались с недопониманием между сторонами на разных этапах девелоперского цикла. Все это приводило к корректировкам проекта на этапе стройки, лишним трудозатратам, переделкам, новым длительным согласованиям и рискам расхождения ожиданий и реальности после завершения строительства.
Используя виртуальную или дополненную реальность, мы минимизируем ошибки на всех этапах проектирования и строительства, меняем правила игры, перематываем время вперед и назад по своему желанию, тестируем, а лишь затем внедряем решения. Время — основной ресурс современного человека, а VR позволяет сохранять его.
Третий аспект практического применения VR в архитектурном деле — создание максимально корректной и иммерсивной картины восприятия объекта или пространства. Любая, даже детализированная масштабная модель здания, рендер с ракурса человеческого роста или высоты птичьего полета не способны передать его масштаб. Это особенно важно в условиях плотной и высотной городской застройки, когда корректное помещение объекта в контекст играет ключевую роль. Используя изображения любого качества, все равно довольно легко ошибиться с пропорциями и восприятием объема. В случае с VR мы наблюдаем здание и его наполнение в виде, максимально приближенном к реальному.
Практические кейсы
Постепенно эти три аспекта находят все большее отражение на практике, открывая новые возможности и направления бизнеса. Так, компания Fologram, которая разработала одноименный программный комплекс моделирования пространства, построила первую в мире стальную конструкцию-павильон с использованием VR-очков HoloLens. Проект стал демонстрацией возможности взаимной интеграции стандартного рабочего и образовательного процессов с дополненной реальностью.
Павильон Woven Steel. Фото: Fologram
В ходе эксперимента простые учащиеся без специальных навыков при помощи наглядных пошаговых инструкций и дополненной реальности создали павильон из плетеной стали. Таким образом авторы доказали возможность радикального упрощения строительных и ремонтных работ. Создание павильона Woven Steel заняло менее трех дней, а построение сложной геометрии стало возможным благодаря наглядности.
Швейцарское бюро Herzog & de Meuron активно работает с дополненной и виртуальной реальностями, моделируя различные конструкции и детали. Кроме того, они проводят виртуальные интерактивные арт-выставки и экскурсии по уже построенным объектам. Это позволяет совместить и сравнить все уровни восприятия, наглядно понять возможности виртуального копирования пространств. Так, выставка SongEun Art в штаб-квартире одноименной компании в Корее через инструменты VR/AR детально воспроизводит этапы возведения здания и его отдельных частей.
Выставка SongEun Art. Фото: © Herzog & de Meuron/SONGEUN Art and Cultural Foundation
Наше бюро начало работать с VR-технологиями больше года назад, и сейчас все актуальные проекты моделируются сразу в двух системах. Процесс налажен так, что каждый сотрудник при необходимости может на любом этапе проектных работ воспользоваться оборудованием для виртуальной реальности. Мы создаем и изменяем концептуальные формы объектов, шлифуем и дополняем детали, проводим интеграции решений, изучаем потенциальные ошибки, превентивно исключаем их. Мы имитируем трехмерную среду для многостороннего анализа, в разы улучшая иммерсивный опыт архитектурной работы.
В целом современный VR-инструментарий сильно облегчает работу по внедрению объектов в окружение и симуляции его жизни. Теперь при желании сотрудники бюро вместе с заказчиком могут шаг за шагом обойти здание, оглядеться по сторонам, изучить виды из окон, схемы навигации и то, как сооружение выглядит и ощущается с людьми внутри. Спрос на специалистов в сфере VR- и AR-моделирования очень высок, а основной источник квалифицированных кадров, которые могут обучить сотрудников работе с технологией, — игровая индустрия. В ее основе лежат те же принципы создания виртуальных пространств.
Вполне вероятно, что в ближайшее время не только архитекторы, но и весь строительный бизнес сможет легко переключаться между реальностями, а понятия времени, места и разницы компетенций станут условностями.
Фото на обложке: © Architects Near Me.