Увидел, придумал, реализовал: секреты хорошего эксподизайна
Сегодня посетитель выставок становится все более искушенным: он жаждет впечатлений, причем максимально быстрых и ярких. Почему архитекторов так привлекает эксподизайн, как невербально рассказать о пугающем, заманить детей в музей естественной истории, а также заинтересовать взрослых современным искусством в перерывах между покупками, с Design Mate поделились партнер бюро Wowhaus Олег Шапиро и руководитель отдела эксподизайна Екатерина Ковбашина.
Олег Шапиропартнер бюро Wowhaus
Екатерина Ковбашина руководитель отдела эксподизайна
бюро Wowhaus
Сегодня в эксподизайн с удовольствием идут «большие» архитекторы. И это понятно: сказывается совершенно иная степень свободы и авторского высказывания. Здесь позволительны лихие, броские приемы. Сроки тоже совершенно другие: придумал, реализовал, увидели, потом разобрали. Архитектура же во многом — про терпение и умение ждать, а всем хочется увидеть реализацию своих идей.
Поэтому архитектура выставок кажется намного привлекательнее, чем, к примеру, работа над мастер-планом.
Из иностранных архитекторов много и с удовольствием над экспозициями работают Рем Колхас и бюро ОМА. А гениальную, на наш взгляд, по сценографии выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» можно было увидеть полтора года назад в Новой Третьяковке. Авторы концепции — студия Даниэля Либескинда. Выстроенный командой лабиринт в виде наложившихся друг на друга спиралей, с одной стороны, прекрасно соотносился с кураторской идеей разделить экспозицию на смысловые зоны, а с другой (то сужая, то расширяя и бесконечно ломая пространство) — заметно воздействовал на эмоции и настроения посетителей. На этот эффектный прием способен именно архитектор.
Сценография выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии».
Фото: Юлия Захарова
Куратор рассказывает историю с помощью объектов и табличек, а архитектор подключает эмоции и впечатления. Причем в ход идет все — цвет, звук, осязание, переживания. Один из наших главных музейных проектов — бывшая подземная база подводных лодок, которая представляет собой секретный стратегический объект времен Холодной войны. Темное, холодное, жутковатое пространство с мрачным назначением: сюда должны были приплывать подводные лодки в случае ядерной атаки. Главным экспонатом выступил военный объект, историю которого нужно было показать внутри него самого. Но как воссоздать действие на тоннель потенциального ядерного удара? Мы со студией светодизайна «ЯркоЯрко» использовали световые инсталляции, которые демонстрируют мощность действия ударной волны: как она прошибает входные шлюзы, как тоннель ее гасит, и находящиеся внутри него люди имеют шанс выжить. Вроде все без явной нарративности, но эффект получился сильнейшим.
Подземный Музей фортификационных сооружений. Фото: Wowhaus
Экспозиционный дизайн и степень его активности очень во многом зависят от того, что показывается. Если речь идет о таких «выставочных блокбастерах», как экспозиция Брейгеля, Рафаэля или Вермеера, то здесь главная задача кураторов состоит в том, чтобы просто собрать великие экспонаты вместе. Зрителей не надо дополнительно развлекать, обострять их чувства и действовать на эмоции. Как правило, в таких проектах экспозиционный дизайн достаточно деликатен и вторичен.
Например, в концепции недавно отгремевшей в Москве выставки Михаила Врубеля архитектура все-таки не играла главную роль. Наличие определенных экспозиционных задумок стало неважным на фоне того, что кураторы собрали многочисленные работы вместе и позволили зрителю проследить за творческим развитием Врубеля, его поисками и таким очевидным постепенным сумасшествием. Выставка производила сильнейшее впечатление и, будь кругом просто серые стены, ничего бы не изменилось.
А бывают экспонаты, которые не пользуются особым спросом. И вот тут кураторы и дизайнеры иногда творят чудеса, придумывая выставки, которые входят в историю. Яркий пример — проект «Фантастические твари: чудеса природы», которую аккурат к началу пандемии сделали в лондонском Музее естественной истории. Рядом с реальными артефактами здесь выставляли вымышленные: черепа драконов, бумслангов и других животных, придуманных писательницей Джоан Роулинг. Было задействовано множество интерактива, огромные бюджеты, видеоролики, не уступающие по качеству фильмам про вселенную волшебников. Сказочная выставка оказалась образовательной: организаторы сделали акцент на том, что у всех выдуманных существ были прообразы в реальном мире. Немногие бы дошли в музей любоваться на рог нарвала, а чтобы посмотреть на него в связке со сказками про единорогов, выстроилась очередь.
Выставка «Фантастические твари: чудеса природы» в Музее естественной истории.
Фото: Reuters
Иногда эксподизайн превращается в самостоятельный аттракцион. В первую очередь это касается всевозможных павильонов экспоцентров. Уникальное явление — нашумевшая выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища», прошедшая в венском Музее истории искусств, которую курировал режиссер Уэс Андерсон и его жена, художница Джуман Малуф. Разрабатывая выставку, они исследовали около четырех миллионов экспонатов из коллекции музея, а в итоге в экспозицию вошли 450 объектов — от египетских мумий (в том числе той самой землеройки) до королевских корон. Но главный эффект произвело не то, что было выставлено, а как эта довольно безумная коллекция артефактов была интерпретирована. Это стало главным высказыванием выставки — такая экспозиция ради экспозиции.
Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Очень важен контекст, в котором создается выставка. Иногда само пространство словно многократно повышает ценность объекта. Символично то, как выставлен портрет Нефертити в обновленном по проекту Дэвида Чипперфильда Новом музее Берлина. Бюст стоит по центру отдельного сумрачного зала, точечно подсвеченный в эффектном одиночестве: он выглядит как ценнейшее сокровище, к которому ты долго шел. Метод довольно простой, а впечатление очень значительное.
Фото: Neues Museum
В какой-то мере мы использовали схожий прием, делая экспозицию для Московской недели моды внутри павильона Робототехники: основным материалом, с помощью которого мы преобразовывали пространство, был профнастил. Дешево и сердито, но в респектабельном павильоне среди лепнины и колоннад; там, где само окружение поднимало статус этих декораций, они выглядели футуристично и эффектно.
Неделя моды в павильоне Робототехники на ВДНХ. Фото: Wowhaus
Как быть, если пространство не добавляет сакральности, а наоборот? Для нас сильнейшим вызовом стала выставка ГУМ-Red-Line — нужно было выставить в торговом пассаже работы 15 ведущих современных художников: среди потока, не загораживая модные витрины, так, чтобы искусство не затерялось в суете торговли, не потеряло своей ценности и уникальности. Чтобы отгородить работы от внешнего мира и одновременно акцентировать на них внимание, для каждого художника мы сделали специальные павильоны. Красные извне, в продолжение названия выставки; черные для лучшей демонстрации работ изнутри. Все немного разные, уникальные, под стать экспонатам. Прием сработал: зашедшая за покупками или пообедать публика как правило не проходила мимо, а рассматривала экспозицию, приобщаясь в той или иной мере к искусству.
ГУМ-Red-Line. Фото: Wowhaus
Важный момент эксподизайна — срок, на который он рассчитан. Временные выставки — это одна история: более лихая, более броская. Человек увидит эту выставку скорее всего один раз, поэтому хорошо бы, чтобы она ему запомнилась. Постоянную выставку в музее человек может посещать многократно, и тут важна многоплановость, глубина, чтобы с каждым приходом, с новым опытом человек видел чуть больше, чем в первый раз. Это как «Алиса в стране чудес»: ребенок видит в ней приключения, а искушенный взрослый — иллюстрацию к математическим принципам. Чтобы создать такую экспозицию, нужно огромное погружение кураторов, ученых, специалистов и, конечно, архитекторов.
Архитекторы сегодня если и не дирижеры выставок, то как минимум — первые скрипки, задающие ритм, тон и общее впечатление.
На обложке: Неделя моды в павильоне Робототехники на ВДНХ. Фото: Wowhaus.