Феномен коллекционирования: 7 спорных вопросов
Что общего у филателистов, коноклефилов и плангонологов? Все они – коллекционеры, только первые собирают марки, вторые – брелоки, а третьи – кукол. Желание объединять и систематизировать однородные предметы рождается еще в детстве, но у кого-то это хобби со временем бесследно исчезает, а кто-то посвящает ему всю свою жизнь. Почему так происходит? И когда все началось?
Кто был самым первым коллекционером?
Им вполне можно назвать библейского Ноя, собравшего в одном месте разных животных. Но коллекционирование было не чуждо и представителям древнейших цивилизаций. Из гробницы Тутанхамона извлекли массу разных посохов, которые, по словам египтологов, он мог собирать. Великого Юлия Цезаря занимали необычные кости крупных животных, а у его возлюбленной Клеопатры помимо огромного количества украшений нашлась не менее впечатляющая коллекция ядов.
Цеп и посох фараона. Гробница Тутанхамона. Каирский музей
В эпоху Возрождения росло количество аристократов и землевладельцев, бродивших по миру в поисках окаменелостей, произведений искусства и книг. Собранные артефакты затем хранились в специальных комнатах и с гордостью демонстрировались гостям. Такие «коллекционные кабинеты» символизировали статус и богатство. Представитель знаменитого рода французских монархов Лоренцо де Медичи в 15 веке ввел моду на строительство зданий с удлиненными коридорами-галереями, чтобы выставлять в них скульптуры и картины. Коллекционерам того времени Европа обязана появлению первых музеев.
Иоганн Цоффани «Галерея Уффици», 1777
Пионером российского «собирательства» называют Петра Великого. Его обширной коллекции в московском Кремле прошлой осенью была посвящена выставка «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Его традиции продолжили Екатерина II, дипломат Н. Юсупов, граф Шереметьев, князь Голицын и братья Третьяковы.
Часть коллекции Петра Великого
В чем феномен коллекционирования?
Версий много. По одной из них, он возник из-за бессознательного желания сохранять объекты, напоминающие о каком-либо счастливом моменте. К примеру, повзрослевший ребенок, переживающий кризис отлучения от матери, бессознательно хочет наполнить эмоциональную пустоту приятными ему предметами. Они и могут стать началом первой коллекции.
Домашняя коллекция Оливера Лакетта
З.Фрейд сравнивал коллекционеров с Дон Жуанами, которые постоянно нуждаются в объекте желания: «Когда старая дева заводит собачку, а старый холостяк собирает статуэтки, то первая компенсирует отсутствие супружеской жизни, а второй создает иллюзию многочисленных любовных побед». Немецкий философ Гуго Мюнстерберг назвал коллекционирование «компенсирующим поведением», позволяющим ощутить эфемерное всемогущество. А знаток архетипов К.Юнг прозаично свел это занятие к древнему собирательству орехов и ягод, бессознательно перешедшему от наших предков. Возможно, в каждой из версии есть доля правды. Но истинная причина увлечения у каждого своя.
Каковы основные мотивы коллекционирования?
Для большинства людей это хобби имеет не материальную, а эмоциональную ценность, связывающую с периодом, который для человека особенно дорог. В этом случае коллекция позволяет прошлому жить в настоящем, обеспечивает психологическую безопасность, заполняя часть жизни, которая, по ощущениям человека, отсутствует или лишена смысла. Кого-то в коллекционировании привлекает острое чувство охоты, предвкушение трофея. Для них – это особый квест, преследование всей жизни, которое никогда не заканчивается.
Коллекция мебели Айрис Апфель
Найдутся и те, кто свою коллекцию превращает в выгодную инвестицию, пиар или соперничество. Некоторые собирают, чтобы расширить свою социальную жизнь, посещая встречи по обмену и общаясь с единомышленниками, а для кого-то хобби становится научным исследованием и способом самообразования. Но объединяет коллекционеров страсть к организации и систематизации. Психологически это неплохо успокаивает, дает ощущение контроля, уверенности и защиты.
Коллекционеры – кто они?
Почти треть жителей нашей планеты что-нибудь да собирает. Но определить типичный портрет коллекционера трудно: стать им может каждый. По статистике, к этому хобби больше привержены мужчины (73%), чем женщины (27%). Около 50% людей начали свою коллекцию в возрасте от 4 до 15 лет, но осознанно и серьезно увлекаются этим люди старше 40-50 лет. Далеко не всегда материальное положение играет основополагающую роль. Бывает и так, что богатый и знаменитый собирает деревянные зубочистки, а простой клерк тратит все свое имущество на редкие эскизы экспрессионистов.
Коллекция мебели Барбары Стрейзанд
В чем «темная» сторона увлечения?
По результатам психологических исследований, коллекционирование способно вызывать сильное привыкание и перерастать в болезненную страсть, подобно игромании. Оно вынуждает человека тратить все свои сбережения, забывать о реальном мире и близких, что постепенно приводит к банкротству и серьезным психическим заболеваниям.
Коллекция библиофила
Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, человек перестает следить за четкой организацией своей коллекции и плохо в ней ориентируется. Он просто продолжает накапливать объекты без какого-либо порядка. «В разной степени все люди одержимы!» - объясняет психиатр Роберт Нойбургер, - «поэтому «коллекционизм» не является ни патологическим поведением, ни болезнью». Можно назвать его даже лечением, ведь многие коллекционеры впадают в депрессию, если заканчивают коллекцию, а при ее возрождении вдохновляются вновь.
У кого самые большие коллекции?
Искусствовед и куратор аукциона Christie’s Сандра Недвецкая отмечает, что за последние годы количество приобретений российских коллекционеров выросло в четыре раза. Среди 2000 покупателей со всего мира наши соотечественники прочно удерживают место в первой сотне. Но все же рекордная коллекция произведений искусств принадлежит двум братьям-предпринимателям из Сирии – Эзре и Дэвиду Нахмадам. Их собрание арт-объектов ценою в 3 млрд долларов насчитывает около 5000 картин и скульптур, среди которых 300 полотен Пикассо. Братья честно признаются, что коллекционирование для них – больше выгодные инвестиции, чем безумная любовь к искусству.
Коллекционеры Эзре и Дэвид Нахмады
А греческий судоходный магнат Филип Ниархос, напротив, является преданным поклонником творчества Ван Гога. Бизнесмена считают обладателем самой большой в мире частной коллекции работ художника, в том числе культового «Автопортрета», приобретенного Филиппом за 71,5 млн долларов.
Филипп Ниархос
Российские предприниматели тоже неравнодушны к искусству: Леонид Михельсон (НОВАТЭКа и СИБУР) собрал внушительные коллекции русского импрессионизма и современного искусства, Виктор Вексельберг – обладатель самого большого собрания яиц Фаберже, Петру Авену (Альфа-банк) принадлежит крупнейшая в стране коллекция русской живописи начала XX века. Есть рекордсмены и среди простых обывателей: больше всего старинных монет (4030) в России накопил инженер из Лобни Салаев Артур, а житель села Новохаритоново Малкин Сергей Валентинович собрал 3545 экспонатов в технике гжель.
Коллекция яиц Фаберже из музея В. Вексельберга
Каковы самые странные коллекции?
Если произведениями искусства можно любоваться и анализировать, монеты и гербарии – изучать, то для чего собирать пряди человеческих волос, искусственные зубы, колючую проволоку, шутки о кулаках и страшных кукол? Проще перечислить коллекций с привычными объектами, чем назвать самую странную из них. После смерти Энди Уорхола в его доме обнаружили внушительное количество упаковок с антропоморфным печеньем. А полки мастерской Питера Блейка то и дело пополняются статуэтками слонов из разных уголков планеты. Среди странных российских коллекционеров, отмеченных книгой Гиннеса – Григорий Флейхер – обладатель 1350 зубных щеток.
Организаторы выставки «Хранитель» в нью-йоркском Новом музее современного искусства решили серьезно поразмышлять на тему коллекционирования и страстях, которые вдохновляют на это занятие. Внимание посетителей сразу привлекла обширная экспозиция Одессы Хенделес «Мишка Тедди». Она состоит из более 3000 фотографий, где люди позируют с плюшевыми мишками. Любопытны коллекции редких камней Роджера Кайлуа, строковых фигур Гарри Смита, историческое собрание гомоэротических изображений Генрика Олесена. Главная задача выставки – подчеркнуть симбиотические отношения между людьми и объектами их привязанностей, показать благородные стороны коллекционирования – исцеление и утешение души, сохранение истории и памяти.
Выставка Хранитель в Новом музее Нью-Йорка