Материалы в строительстве: что с ними происходит сейчас, и какое будущее прогнозируют эксперты
Так же как и многие индустрии, за последние месяцы сфера частного строительства столкнулась с глобальным изменением цен и спроса, проблемами поставок из-за рубежа и трудностями логистики. О том, какие зарубежные технологии и материалы остаются в России, смогут ли компании создавать проекты на мировом уровне, и можно ли подстроиться под постоянно меняющиеся условия без значительных потерь, Design Mate рассказали эксперты отрасли.
Спикеры
- Кирилл Корнеев генеральный директор и совладелец компании «СТМК»
- Иван Колотыгин коммерческий директор компании «Окна Мира»
- Ольга Челебаева директор по маркетингу компании «АРХИТАЙЛ»
- Тимур Мартинус руководитель проекта «Кровли и подземная гидроизоляция» в компании ТемпСтройСистема
О высокотехнологичных материалах иностранных производителей в условиях санкций
Кирилл Корнеев: Компания «СТМК» занимается проектированием и строительством современных загородных домов А-класса площадью более 500 кв. м. Мы выступаем генеральными подрядчиками общих строительных работ, где в основном применяются материалы российского производства, поэтому в меньшей степени сталкиваемся с ограничениями касательно поставок. Основные материалы – бетон и арматура – производятся здесь. Российские и белорусские строители уже давно используют в работе отечественные материалы, среди гидроизоляционных материалов тоже есть российские аналоги. Поэтому особых сложностей в связи с ограничениями у нас не возникло.
Иван Колотыгин: Что касается нашей продукции, то мы не столкнулись с какими-то проблемами. Все три наших основных поставщика оконных конструкций продолжают отгружать товар в Россию, и мы не встречаем серьезных ограничений.
Проект остекления от компании «Окна Мира». Архитектор: Александра Федорова. Фото: Илья Иванов
Из проблем могу отметить исключительно транспорт — с ним есть перебои.
Сложнее найти машину, транспортировка груза стала в два раза дороже и в отдельных случаях в два раза дольше. Но так как наш продукт — достаточно дорогой, не могу сказать, что стоимость транспорта сильно отражается на его конечной цене.
Ольга Челебаева: В связи с последними событиями ввоз многих зарубежный строительных материалов в Россию затруднен. Мы ищем различные логистические пути для решения этого вопроса. Пока вся ситуация находится в подвешенном состоянии, мы переориентировались на материалы российского производства и уже в начале июня на АРХ Москве презентуем новый завод по изготовлению клинкерного кирпича, новый материал «геокерамика», а также собственное производство изделий из погодоустойчивой стали.
Тимур Мартинус: Кровельные материалы иностранных производителей поставляются крайне нерегулярно и в большинстве случаев минуют стандартный импортный канал, тем самым формируя параллельный импорт. В целом, это остается на усмотрение производителей, которые в той или иной степени заинтересованы в российском рынке.
Многие европейские компании, будучи частью американских корпораций, испытывают большие трудности в достижении договоренностей с российской стороной. Например, с композитными материалами Resitrix мы наблюдаем именно эту картину: производитель заинтересован в том, чтобы не терять российский рынок, но давление из-за океана не дает возможности поставщику выполнять свои обязательства перед партнером в России.
Об изменении цен
Кирилл Корнеев: Последнее время цены растут каждый год. 2021-й был пиковым по росту стоимости строительных материалов — блоков, кирпича, арматуры, бетона. Именно тогда раза в три выросли в цене пиломатериалы, это был действительно значимый скачок. Сейчас цены поползли наверх, но я не вижу в этом какую-то тенденцию, сильно связанную с текущими событиями в России.
Сейчас цены на металл – как основополагающего материала в России – регулируются и отслеживаются государством. Возможно, какие-то повышения на базовые материалы будут происходить в дальнейшем, после того как отменят госрегулирование, как пройдет эта экономическая «блокада» России, но пока это обычное сезонное повышение цен в пределах 10%.
Сильных скачков нет, так как все находятся в ожидании.
Процесс работы над проектом компании «СТМК». Архитектура: бюро МОДУЛЬ. Фото: Кирилл Корнеев
Иван Колотыгин: В этом году у нас было запланировано повышение цен примерно на 4% начиная с марта. Об этом мы предупреждали наших заказчиков еще с прошлого года, поэтому какой-то особой новости или сюрприза не было.
Также ввиду подорожания в Европе базового материала – например, алюминия и стекла, – энергоресурсов и транспорта соответственно, в этом году будет еще одно повышение цен примерно на 5%.
Ольга Челебаева: Цены на строительные материалы подрастали с прошлого года — это был некий общий тренд еще до последних событий. Сейчас они выросли на 10-15% из-за изменения стоимости логистики и цен на газ.
Тимур Мартинус: Рост цен прежде всего обусловлен удорожанием транспорта, больших ценовых изменений мы пока не заметили.
Об актуальном спросе
Кирилл Корнеев: В марте спрос действительно замер. Мы увидели, что 50% заказчиков все равно продолжили работать с проектами, готовиться к строительству, а другая половина застыла, все отложила или перенесла. Сейчас примерно четверть заказчиков все еще находится в ожидании и размышлениях, а 70-75% уже намерены строиться, считают сметы, готовятся к строительному сезону.
Но даже в марте, как и в хороший год, у нас были заключены новые контракты. Для заказчиков, видимо, экономическая ситуация не была критическим показателем в принятии решений. В апреле уже все шло легче, люди приспособились, и даже те, кто задумался и застопорился, оживились. Буквально на этой неделе мы заключили еще один новый контракт с заказчиком, который в первые недели событий сказал, что ему не нужен дом, и вообще не задумывался о будущем в России.
Начало строительства, когда достаточно крупные деньги идут в стройку, копается котлован, ввозятся материалы, — это точка невозврата. Сейчас люди адаптировались к новой реальности и продолжили строить.
Иван Колотыгин: Все наши проекты достаточно долгие, у нас не бывает такого, что человек приходит, и после просчета заказ сразу отдается в производство. Все проекты, которые заключаются у нас начиная с марта месяца, были запланированы еще с прошлого года.
Тут есть два типа клиентов: первые поставили на паузу свои стройки — среди наших заказчиков есть только один такой пример. Все остальные, кто должен был заключить договор в марте, либо соответствовали плану, либо сдвинулись на апрель. Но в итоге все подписали контракты. Текущий спрос достаточно высокий, но опять же — все это те проекты, которые перешли к нам с прошлого года и были запланированы на подписание в этом году.
Ольга Челебаева: Спрос за последнее время упал примерно на 30%. Заказчики взяли паузу и ждут улучшения геополитической ситуации. По другим долгосрочным проектам строительство и поставки продолжаются.
Инсталляция DNK ag от компании «АРХИТАЙЛ» на выставке АРХ Москва 2021. Фото: Архитайл Уникальные Материалы
Тимур Мартинус: Спрос сильно вырос — прежде всего это связано с началом строительного сезона. Плюс, в работе над большим количеством объектов за последние 1-3 года инерционно продолжают запрашивать материал, которого на российских складах уже нет.
В целях создания альтернативы высококачественным европейским материалам, учитывая весь 30-летний накопленный опыт, наша компания разработала собственную рецептуру композитных гидроизоляционных материалов и запустила производство линейки продуктов на базе крупного российского производителя. Поэтому в данном случае рынок элитных гидроизоляционных материалов не лишился надежной системы, а, наоборот, дополнился еще одной.
О прогнозах на будущее
Кирилл Корнеев: Трудно сказать, что нас ждет в далекой перспективе. Очень много рисков и неизвестных, чтобы делать прогнозы на будущее. Мы сузили и сократили горизонт планирования. Судя по положительной динамике, можно сказать, что заказчики и рынок адаптируются. В целом по партнерам мы видим, что находятся решения о поставке материалов иностранного производства.
Сам по себе живой рыночный механизм тоже меняется. Раз есть спрос и есть предложение, появляется рынок посредников. Из-за этого корректируется цена, но в нашем сегменте домов А-класса она имеет не первичное значение. Заказчики готовы платить за хорошие отделочные материалы, и государство помогает в этом: снимает препоны, заградители, легитимизирует параллельный импорт.
Иван Колотыгин: Клиент стал более избирательным по отношению к компаниям, а фактор стоимости предложения ушел на второй план.
Люди больше смотрят на жизнестойкость компании: ее портфолио, наличие текущих проектов, материальное состояние, состояние счетов.
Будущее тяжело планировать, даже следующий год полностью зависит от тех проектов, которые придут к нам в этом году на первичный расчет. На сегодняшний день такой спрос достаточно высок. Могу сказать, что проектов много, строек много, и люди будут строиться. Более того, мы работаем в таком сегменте, который меньше всего подвержен каким-то изменениям. Заказчики будут продолжать строить дома, поэтому мы настроены оптимистично.
Стенд компании «АРХИТАЙЛ» на выставке АРХ Москва 2020. Фото: Архитайл Уникальные Материалы
Ольга Челебаева: Проекты у нас долгосрочные, некоторые достигают четырех лет. Так что в этом сезоне будет уже понятно, как клиенты поведут себя, и как нам нужно будет реагировать. Я верю, что в ближайшем будущем мы сможем наладить поставки иностранных материалов с учетом изменения логистических маршрутов и цен. Работа в данном направлении активно ведется.
Для нас с большими перспективами открывается рынок российских строительных материалов, сейчас для них самое время.
Еще в том году мы запустили российский завод по клинкерному кирпичу — так совпало, что это лучшее время для его вывода на рынок. Так что в целом в будущее мы смотрим оптимистично, связи с Европой не теряем, но также активно занимаемся российскими материалами, чтобы предложить рынку те товары, которые необходимы именно сейчас.
Благодарим маркетинговое агентство Plan The Best за помощь в подготовке материала.
На обложке: проект Villa TX компании «Окна Мира». Архитектор: Рустам Керимов. Фото: Илья Иванов.