Мария Степанова о хранилищах воспоминаний и физических вещах как новой роскоши
Мария Степанова — промышленный и графический дизайнер, руководитель направления «Предметный и промышленный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель, дизайнер лаборатории устойчивого проектирования zerowaste.lab. Призер конкурсов Roca One Day Design Challenge и «Цифровой прорыв».
В будущем абсолютно точно изменится инструментарий дизайнера, а также его роль в проекте.Мария Степанова дизайнер
Дизайн не существует в отрыве от технологий: он активно реагирует на социальные изменения, интегрирует открытия и научные прорывы. Помечтать о том, каким будет дизайн будущего, — отличное упражнение для любого человека. Например, мы в Школе дизайна НИУ ВШЭ предлагаем студентам разных направлений создавать собственные спекулятивные проекты, от студии разработки снов и супермаркета эмоций до обонятельной почты.
Интересно наблюдать за тем, какие тренды вызывают активный отклик у начинающих дизайнеров. Мне захотелось выделить наиболее сильные, на мой взгляд, из текущих тенденций в различных сферах общества и представить, каким станет мир для дизайнеров через 50 лет.
Диджитализация
Мир переполнен вещами. Развитие метавселенных и замена многих устройств приложениями способствует все большему переходу в цифровую реальность. Цифровые технологии помогут по-новому взглянуть и на наш внутренний мир: вполне возможно развитие хранилищ воспоминаний и дополнение виртуального опыта полноценной поддержкой всех органов чувств.
При этом опыт пандемии показал, что пользователи не готовы к полному переходу и отказу от предметного мира, и я не думаю, что эволюционно что-то изменится даже через полвека.
Люди по-прежнему нуждаются в живом общении и стремятся наполнить дом тактильными теплыми материалами.
Стремление к исчезновению
Внешний вид продуктов сейчас определяется во многом технологическими костылями конструкции. Смартфоны если не исчезнут вовсе, став чипом с управлением мыслью, то превратятся в почти невесомую гибкую пластину. Физические вещи могут стать элементом новой роскоши.
Экологический кризис и адаптация
Одной из основных проблем, которую будут решать дизайнеры в будущем, на мой взгляд, станет адаптация к агрессивно меняющимся погодным условиям, поиск новых ресурсов и новых подходов к используемым материалам, новых форматов источников энергии. Уже сейчас одна из наших выпускниц предложила решение проблемы обилия мусора в Мировом океане: она разработала концепцию робота HaPS, который собирает микропластик и превращает его в подводный строительный материал.
Использование экспериментальных материалов и технологий со временем может прочно войти практически во все сферы нашей жизни.
Вместе с тем интересно читать материалы десятилетней давности с гипотезами о скором повсеместном распространении мебели на основе грибного мицелия — технология, безусловно, развивается, но не так быстро встраивается в быт.
Мне хочется верить, что через 50 лет ответственное потребление станет неизбежной нормой. То, что делают сейчас отдельные компании по регулировке экологического воздействия, должно стать общей практикой.
Новая среда обитания
Я уверена, что люди продолжат осваивать космос с точки зрения пригодности для гипотетического переезда. Развитие космического туризма приведет к всплеску новых разработок, что откроет огромную нишу проектов для будущих дизайнеров. Формирование новой бытовой культуры, адаптация к массовому потребителю и адаптация потребителя к новым условиям жизни — возможно, для этого понадобится больше времени, но к этому индустрия точно придет.
Новая коммуникация
Предметный дизайн может способствовать снятию барьеров в общении, улучшать эмоциональное состояние и даже выступать переводчиком. Вполне вероятно, что вскоре многие спекулятивные проекты станут реальностью — например, девайс для отображения настроения.
Новые подходы к проектированию
Абсолютно точно изменится инструментарий дизайнера и его роль в проекте. Программы становятся продолжением хода мысли, переходя на более интуитивное управление и генерируя более реалистичный и быстрый результат. Уже сейчас мы наблюдаем, как активно в процесс проектирования интегрируют искусственный интеллект. Изменится и презентация продуктов клиентам: цифровая модель позволит протестировать использование через мультисенсорный опыт, не дожидаясь производства первых образцов.
Технологии и мир продолжат развиваться, а дизайн будет неотъемлемо сопровождать эти изменения. Появятся новые форматы и специализации, но стремление к улучшению и решению проблем останется неизменным.
На обложке: девайс для отображения настроения HINT. Автор Анастасия Степухова, куратор Тимур Бурбаев.