Выход в свет: жюри конкурса «Придумано и сделано в России» о том, каким должен быть заметный и выигрышный проект
Лето — это не только пора отпусков, но и отличная возможность найти время на творчество и попробовать свои силы в чем-то новом. Для начинающих и состоявшихся дизайнеров такой повод уже есть: на третий конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России» почти до конца августа открыт прием заявок от талантов со всей страны. Мы узнали у четырех членов жюри, чего они ждут от смотра в этом году, каким должен быть качественный конкурсный проект, и на что стоит обратить внимание потенциальным участникам.
Елена Титова директор Всероссийского музея декоративного искусства,
председатель жюри
Прежде всего, в трех разделах биеннале – студийном дизайне, промышленном дизайне и молодежной номинации – мы ждем и тех, кто уже пробовал себя в двух первых смотрах, так и новые имена. Конечно, ждем открытий в молодежной категории, сильных и наработанных решений в категории промышленного дизайна и блестящих идей в разделе студийного дизайна. Как музею, нам важно смотреть на общую картину отрасли в России — как раз благодаря конкурсу мы можем наблюдать, как развиваются креативные индустрии, и какие есть проблемы у современного креативного общества. И, конечно, наша цель в этом ключе — пополнить коллекцию музея лучшими образцами российского предметного дизайна.
Также для меня, как для руководителя музея, важны вещи, которые отражают эпоху: актуальность, аутентичный взгляд, визуальный язык, отвечающий современной жизни, этичность и экоустойчивость. Это тот случай, когда красота и польза в предмете должны соединиться, чтобы точно приносить улучшения в жизнь людей и в окружающую среду. В номинации промышленного дизайна мы будем смотреть на возможность сделать вещь тиражируемой и в целом на то, есть ли целевая аудитория у предмета. Для студийного дизайна критерии другие: помимо функциональности, мы будем учитывать высокий художественный уровень и перспективу коллекционирования вещей.
Нам – членам экспертного сообщества – интересно работать с авторами, которые точно знают, для кого и зачем они создают свои работы.
Дизайнеры — это не только творцы, но еще и люди дела. Поэтому самый важный критерий для всех номинаций — это уровень проработки проекта. Предмет, поданный на конкурс, должен быть сделан: и если для опытных участников это понятно, то для авторов из молодежной номинации — не всегда. Конечно, нужно воплотить предмет, точно его описать и представить качественные фотографии, показав себя как умелого и состоявшегося деятеля. Безусловно, мы ждем от участников удивительных явлений — это всегда очень волнительно и интересно.
Выставка «Придумали и сделали. Егор Бондаренко и Polli Products».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Хочется посоветовать конкурсантам, чтобы они не скупились на время, потраченное на подготовку заявки. Чем ярче описано назначение предмета, его цели, задачи и актуальность, тем больше у него шансов быть замеченным жюри. И, конечно, мы как всегда будем готовы сделать интересную для разной публики выставку с предметами из всех трех номинаций. Желаем успеха участникам!
Мария Савостьянова историк искусства,
заместитель издателя Russian Art Focus,
член Экспертного совета по дизайну ВМДИ
Как и все члены разнообразных жюри, я жду, что участники конкурса меня удивят. Но чем меньше ожиданий и установок у членов жюри, тем лучше. В этом году конкурс будет совсем непростой. Хорошему дизайну, в отличие от современного искусства, которое может возникать в самых непредсказуемых условиях, необходимо, чтобы в обществе пульсировал социальный оптимизм. Иначе зачем нужны новые вещи? Зачем предлагать оригинальные идеи и изобретательные решения, если у людей нет ни сил, ни желания смотреть вперед и как-то врастать в будущее?
В этом отношении все дизайнеры, подающие проекты в нынешней ситуации, уже почти герои, верные избранному делу.
Кроме того, функциональные вещи почти всегда проектируются для потребителя — реального или идеального. Если при рассмотрении проектов за бытовыми и интерьерными вещами мы увидим какие-то интересные, нетрафаретные образы соотечественников, которым они адресованы, будет здорово. На мой взгляд, в этом году дизайнерам вообще бессмысленно улавливать какую-либо глобальную конъюнктуру или следовать трендам. Разве что это получится само собой, случайно, и будет убедительно вдвойне.
Столик Cosmic Coral с выставки «Придумали и сделали! Ярослава Галайко».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Маргарита Пушкина директор-основатель ярмарки
современного искусства Cosmoscow
Я очень рада войти в состав жюри такого прекрасного и важного события, которое было создано для развития современного российского дизайна. Показатели прошлых двух конкурсов поражают: была проведена огромная работа по отбору заявок, а география конкурса — практически 100 городов. Организаторы – Всероссийский музей декоративного искусства – стартовали с 600 заявок, а в 2020 году увеличили эту цифру почти в два раза. Уверена, что в этом году этот конкурс-биеннале будет только расти и увеличит свой масштаб, приглашая к участию дизайнеров со всей страны и предлагая им возможности для дальнейшего продвижения.
Для меня участие в составе жюри конкурса дизайна — новый опыт. Как и другие чтены жюри, я подключусь на финальном этапе, когда номинанты, прошедшие экспертный отбор, откроют выставку со своими проектами в музее. И я ожидаю увидеть сильные и эстетичные концепты участников. Среди важных критериев конкурса — новизна предлагаемых проектов. Кроме того, что важно лично для меня, — это чтобы заявки учитывали экологический аспект на всем пути создания дизайнерских объектов, будь то промышленное производство или ручной труд.
Артем Дежурко историк дизайна, PhD,
член Экспертного совета по дизайну ВМДИ,
доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ
В этом году, я думаю, конкурс «Придумано и сделано в России» не будет таким масштабным, как в прошлый раз. Я вообще удивлен, что он смог состояться. При этом я смотрю на его будущее скорее с оптимизмом: в России есть превосходные дизайнеры, они об этом конкурсе за минувшие шесть лет успели узнать и, может быть, в этом году будут особенно заинтересованы в нем участвовать. В России это самый известный конкурс предметного дизайна и самая крупная его периодическая выставка (напомню, что работы финалистов выставляют в Музее декоративного искусства, а работы победителей берут в коллекцию этого музея), а выставиться за границей когда еще представится возможность?
Я первый раз в жюри конкурса. Процедура для меня новая, мне еще предстоит ее изучить. Но могу наперед сказать, что из всех критериев отбора лично для меня главным будет критерий «художественного качества», что бы это ни значило. Инновационность, инклюзия и прочее — все это, конечно, важно, но для меня важнее, выглядит ли вещь классно. Все-таки я искусствовед. К счастью, искусствоведов в жюри, насколько я знаю, мало.
Основные герои предыдущих конкурсов «Придумано и сделано» — дизайнеры, которые сами организовали производство своих вещей. Чем дольше они работают, тем больше набираются опыта, тем качественней их предметы с технической точки зрения. Я возлагаю особые надежды на ветеранов.
Выставка «Придумали и сделали! Ульяна Хохлова. Другая жизнь картона».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Участникам конкурса я советую ответственно отнестись к написанию пояснительного текста. Для членов жюри это часто единственный источник информации о проекте, поэтому, если в пояснительной записке простыми словами толково объяснить, что в проекте главное и чем он хорош, это сильно расположит к нему жюри. А «вода», канцелярщина и рекламный стиль очень раздражают.
Прием заявок на конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России» открыт до 18 августа. Ознакомиться с требованиями и отправить свой проект можно на сайте.
На обложке: инсталляция бренда Fanera.Design на поп-ап выставке по итогам конкурса «Придумано и сделано в России», 2021 год. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства.