Искусство побеждать: жюри конкурса предметного дизайна о выборе лауреатов
Участвовать в профессиональных конкурсах дизайнеру нужно не только ради награды. Даже в случае проигрыша это отличный способ получить отклик на свой продукт, свести полезное знакомство с профессиональными членами жюри и заявить о себе миру. Сегодня – последний день подачи заявок на конкурс предметного дизайна PROTOTYPE. По этому случаю мы поговорили с тремя профессиональными дизайнерами, которые будут оценивать конкурсные работы, и узнали, чем они будут руководствоваться в выборе лауреатов. Весомый бонус – десять полезных советов о том, как побеждать в любом конкурсе для дизайнеров, от обладателя множества международных наград Вадима Кибардина.
Вадим КибардинДизайнер, обладатель множества наград, включая iF Award и reddot Award в Германии, русский Design Innovations Award, Promosedia International Design Competition в Италии и в Японии, организатор выставок
Качество конкурсных работ каждый член жюри определяет по-своему, и в этом, конечно, есть элемент субъективной оценки. Каждый эксперт обладает своим персональным опытом, видением современных тенденций, ощущением контекста, пониманием рыночной ситуации и умением рассматривать новые идеи непредвзято.
Но для того, чтобы достичь объективного судейства обычно приглашают несколько специалистов и определяют лучшие проекты в результате голосования. Таким образом, коллективная оценка становится объективной и отражает мнение всех членов жюри.
Не стоит забывать, что за каждым конкурсом стоит «заказчик», компания, которая ждет от участников и жюри определенные результаты, которые помогут ответить на поставленные вопросы, возможно, превратятся в реальные товары и принесут компании прибыль. То есть каждому конкурсанту необходимо иметь в виду интересы и этого «члена жюри».
Лауреат конкурса Good Design Awards в категории «Мебель и освещение», коллекция мебели HOSHI (дизайн и производство – SKEEHAN studio)
Мой многолетний опыт участия и побед в международных конкурсах разного уровня помог сформулировать основные тезисы, определяющие успех проекта.
- Идея. Здесь нужно точно понимать, что в современном мире трудно удивить чем-то абсолютно новым, но в предмете должна быть мысль, нечто содержательное, что заставит обратить на него внимание и «прочитать» уникальное послание.
- Контекстуальность. Предмет должен быть актуальным, вписываться в контекст современного мира и отвечать ожиданиям зрителей или потенциальных пользователей. Нужно ответить на вопрос, откуда этот образ появился и почему этот предмет нужен именно сейчас и в таком виде.
- Готовность к производству. Здесь необходимо продемонстрировать реальную возможность произвести изделие. Рассказать из каких материалов и с помощью каких технологий предполагается изготовление с учетом требований серийного производства.
- Уровень детализации. Степень проработки проекта обязательно оценивается любым жюри. Что конкурсант предлагает в составе проекта кроме изображений самого предмета? Есть ли чертежи, заданы ли характеристики поверхностей, цвета по международной классификации, если используются стандартные узлы, то какие, и так далее. Здесь определяется уровень понимания автором «мелочей» и степень готовности проекта к производству промышленного образца.
- Качество подачи. Качественные изображения всегда вызывают повышенный интерес. Сегодня, фотореалистичный рендер – это норма, необходимое условие попадания в сферу внимания жюри. Соревнование идет уже на уровне оценки качества рендера. Кроме того, не нужно забывать, что для публикаций в прессе будут отобраны самые лучшие изображения, и даже если проект не победит, качественные фото станут иллюстрациями в конкурсном пресс-релизе.
- Дополнительные визуализации. Обычно объект демонстрируется на белом фоне с разных ракурсов, но предмет в среде позволяет увидеть, как он будет «жить» в реальном мире, а, например, полупрозрачный предмет продемонстрирует внутренние узлы и невидимые конструкционные особенности. То есть, дополнительная визуальная информация помогает зрителям «влюбиться» в проект и даже простить мелкие промахи.
- Пакет сопровождения. Мало кто вспоминает о том, что кроме самого изделия в реальной жизни к нему прилагаются инструкции, упаковка, может быть, знак и логотип, гарантийный талон и так далее. Отсутствие этих мелочей не является минусом для конкурсного проекта, но если автор уделил им внимание и показал варианты членам жюри, это точно сработает в плюс.
- Сценарии эксплуатации. Обязательным условием является понимание автором сценария эксплуатации предмета. Члены жюри должны увидеть и понять, как пользоваться предметом, какие потенциальные проблемы обнаружены и устранены автором. Например, стул из металла должен оставаться стулом, с возможностью поднять, перенести или сдвинуть его. Часто бывает, что внешне интересный объект (стул) абсолютно непригоден на практике, например из-за своего большого веса.
- Точное позиционирование изделия. Автор должен точно понимать, для кого он проектирует товар, кто им будет пользоваться, при каких обстоятельствах, в какой среде этот предмет будет существовать. Необходимо определить целевую аудиторию и сформулировать послание.
- Уровень понимания сопутствующих процессов. Стоит уделить внимание процессам, о которых дизайнеры часто просто забывают. Как серийное изделие попадает с производства на склад, а потом в магазин. Стоимость транспортировки и хранения напрямую зависит от возможности компактно штабелировать продукцию. «Умные» серийные продукты удобно укладывать один в один, переносить или перевозить небольшими аккуратно упакованными группами. Они должны группироваться так, чтобы не повредили сами себя во время длительной транспортировки в контейнере или в грузовом автомобиле. Погрузка – разгрузка должна быть безопасной и удобной для персонала.
Эти принципы помогают побеждать, когда я участвую как дизайнер наравне со всеми, и оценивать другие проекты, в случае, если я сам являюсь членом жюри.
Победа в конкурсе – это высокая оценка профессионалов и попадание в сферу их внимания, возможность найти производителя или заинтересованного инвестора, продвижение своего имени в прессе и формирование лояльной аудитории покупателей. Это малая часть видимых карьерных бонусов. Но есть еще невидимые результаты. Например, точное понимание своего положения в профессиональной среде, фитнес для «творческих мышц» и, как следствие, профессиональный рост, уверенность в себе. Количество всегда переходит в качество.
Лауреат премии Red Dot Award: Product Design 2017 в номинации «Мебель для сада», кресло Riverside (производство – Tonon & C. SpA, дизайн – Massive Design)
Владимир СамойловУправляющий партнер Matveyev Samoylov Concept Development, междисциплинарный дизайнер и исследователь, член жюри ряда профессиональных конкурсов, в том числе международных
Может, кого-то это шокирует, но объективности в конкурсах нет, и при всех попытках дать работам объективную оценку, решение все равно сводится к «нравится – не нравится». Я не только неоднократно выступал в жюри профессиональных конкурсов, но и сам их организовывал, и, конечно, мы пробовали использовать разные системы оценок. Сначала делали так: определяли несколько критериев (например, дизайн, подача, соответствие условиям конкурса), потом распределяли их по значимости (например, дизайн важнее всего, его можно оценить в 5 баллов, подача менее важна, максимальный балл за нее – 3). Члены жюри оценивали каждую конкурсную работу по этой схеме и высчитывали для нее средний балл. Путь был долгий и сложный, но, самое интересное, он не работал: оказалось, такая математически выверенная оценка в масштабах конкурса не всегда объективна.
В итоге все свелось к личному «нравится» или «не нравится», но это вовсе не означает, что такое мнение ничем не обосновано. Если в жюри – человек с опытом, будь то журналист, практикующий дизайнер и представитель компании с собственным производством, он всегда может аргументировать свой выбор. Его «нравится» – это совсем не то же самое, что и «нравится» обывателя, под этой оценкой – большой бэкграунд. Поэтому сейчас мы делаем так: сначала жюри выбирают «нравится – не нравится», потом формируется некий топ, и уже из него, путем совместных обсуждений, выбирается победитель.
Впрочем, некоторые объективные критерии все же есть. Так, часто участники отсеиваются только потому, что они не смотрели конкурсные работы предыдущих лет и присылают на оценку то, что уже было. Кроме того, если конкурс международный, продукт должен быть понятен не только в России, но и за рубежом. Иными словами, если ты хочешь победить, ты должен хотя бы немного изучить вопрос, а не просто прислать что-то из портфолио. Победа в конкурсе для дизайнера – это, во-первых, способ проанализировать свои умения и навыки, получить на них оценку. Даже если не удалось победить, можно сравнить свою работу с работой победителей и финалистов, сделать выводы. Во-вторых, участие в конкурсе – это всегда полезные контакты и личное знакомство, например, с членами жюри. В-третьих, это способ заявить о себе: у крупных конкурсов всегда большая PR-компания, и об участниках, а уж тем более победителях, они тоже рассказывают. Четвертое – это, собственно, награда. Помимо существенных денежных призов за первое место можно получить, например, стажировку, как это делает международный Electrolux Design Lab, или в экскурсию в дизайн-студию или на производство.
Лауреат Restaurant & Bar Product Design Awards 2017 в номинации «Свет», настенный светильник Binomios (дизайн и производство – Comite de Proyectos)
Da architectsАрхитектурная студия из Санкт-Петербурга, в прошлом году собрали пять наград на крупнейшей в России премии в сфере дизайна ADD Awards 2016
Качество конкурсной работы определяется нами исходя из нескольких критериев: Образ и общая гармония объекта, форма и пропорции, сочетание материалов, функциональность. Конкурсное судейство, на наш взгляд, – это сугубо личная оценка. При этом, как бы это парадоксально ни звучало, объективная, ведь членами жюри зачастую являются профессионалы своих областей, которые достигли высот в своем деле. Мы всегда делаем свои объекты для себя, выкладываясь на 150%. С самого начала существования студии мы гнули свою линию в подходе к проектированию, порой в ущерб себе, но так или иначе добивались изначально задуманного результата. Награды и премии – то, что приходит само, когда ты полностью отдаешься любимому делу, постоянно совершенствуешься в нем и не думаешь о наградах и премиях. Конкурсы, в первую очередь, дают возможность получить профессиональную оценку своих работ от коллег, так как фидбэк по проектам зачастую минимален, особенно когда это касается квартир и каких-либо мелких объектов. Очевидно, что победители крупных конкурсов получают хорошую разгонную площадку для творчества и привлекают внимание клиентов, но, к сожалению, действительно масштабных мероприятий такого рода в нашей стране проводится крайне мало.