Промышленные дизайнеры в ювелирном дизайне: украшения как медиатор культуры
Наш jewelry-колумнист Евгения Тышкевич продолжает исследовать вопросы современного и архивного ювелирного дизайна. На этот раз в фокусе — промышленные дизайнеры с практическим интересом в области украшений. Что общего у браслетов и кресел Марка Ньюсона? Как Гийс Баккер создал украшение-невидимку? На сколько лет Наум Слуцкий опередил свое время? Читайте подробнее в нашей подборке.
Евгения Тышкевич создатель телеграм-канала Read my jewels
Меня давно интересуют украшения. Но не с точки зрения “10 главных трендов сезона”, а как призма, через которую можно рассматривать социо-культурные процессы. Микро-колебания в обществе, которые ведут к тектоническим культурным сдвигам. Также мне интересен промышленный дизайн как материальный язык повседневности. В этом тексте я решила разобрать траекторию развития промышленных дизайнеров от предметов к малым пластическим формам и обратно, игру с масштабом и материалами. Показать, как их украшения влияют на развитие ювелирного искусства, и рассказать, почему они классные!
Наум Слуцкий
Логично начать эту подборку с преподавателя Баухауса. Наум Слуцкий родился в Киеве, но учился ювелирному мастерству в Вене. По приглашению Вальтера Гропиуса он перебирается в Баухаус в Веймайер в 1919 году, работать ассистентом в мастерскую по металлу. Спустя три года он становится мастером-ювелиром, но в 1924 году покидает Баухаус.
Rare and important teapot, 1928
Далее он пытается найти себя в интерьерном дизайне и работе с освещением, но продолжает работать ювелиром. В 30-х годах он участвует в выставках как дизайнер светильников и ювелир. В 1933 году он был вынужден бежать из Германии в Великобританию, где начал работать в фирме Best & Lloyd, а потом стал преподавать в Dartington Hall. В послевоенные годы Слуцкий преподавал ювелирное дело в Лондонской Центральной школе искусств и ремесел.
Возможно, Наум Слуцкий был первым мастером, который работал как с предметным дизайном, так и с малыми пластическими формами. Его украшения важны для истории ювелирного искусства сразу по нескольким причинам. Во-первых, он работал с недрагоценными материалами, такими как сталь, латунь, и иногда — с серебром.
Brooch, 1928
Для стиля ар-деко характерны хроматические контрасты и четкая геометрия. В тот момент, когда в моде были украшения в стиле ар-деко, богато декорированные эмалью, драгоценными и полудрагоценными материалами, украшения Наума Слуцкого выглядят лишенными любого декора и слишком аскетичными. Они сильно опередили свое время. Например, в тридцатые он создает стальной браслет, который напоминает работы голландского ювелира Франсуазы Ван ден Бох, сделанные 40 лет спустя.
Наум Слуцкий, Браслет, 1930
Гийс Баккер
Мультидисциплинарный дизайнер, является одной из ярчайших фигур эпохи ювелирного авангарда и со-основателем содружества промышленных дизайнеров в Нидерландах.
Обучался ювелирному мастерству в Академии Герита Ритвельда и в колледже искусств в Стокгольме. В конце шестидесятых начинает создавать украшения, которые оказывают огромное влияние на развитие ювелирного искусства. В своих совместных работах с другим талантливым дизайнером и на тот момент женой Эми Ван Леерзум он отказывается от работы с драгоценными материалами и переходит на алюминий и поливинилхлорид.
Shoulder piece, 1967
Head Form, 1967
Уход от традиционных драгоценных материалов был не только громким по тем временам заявлением, но имел и практический смысл. Алюминий — гибкий, но при этом, прочный материал, а ПВХ — легкий и пластичный. Свойства материалов позволили поменять масштаб украшений, а также их соотношение с человеческим телом. Украшение при этом перестает быть просто аксессуаром, а начинает солировать на человеке.
Позже он перешел на украшения из фотобумаги, покрытой пластиком и украшенной вполне себе традиционными драгоценными камнями. Гийс Баккер не ограничивался экспериментами с материалами, он также игрался со смыслами. В 70-х он создает работу «Shadowjewelry» — золотой браслет, который туго опоясывает руку. Но украшением в данном случае служит не золотой браслет, а след, который остается на коже, после того, как браслет снимают.
Shadow Jewelry, 1973
Паралелльно с ювелирными проектами Гийс Баккер также занимался промышленным дизайном. В шестидесятых он начал создавать посуду, кофейные сервизы, а к семидесятым перешел на мебель.
Folding Armchair VF3, 1976
В 1993 году совместно с критиком дизайна и искусствоведом Ренни Рамакерс создает содружество независимых дизайнеров DROOG, из которого вышли известные промышленные дизайнеры, такие как Марсель Вандерс, Юрген Бей и Тейо Реми. Студия DROOG на сегодняшний день является символом голландского дизайна.
Мария Ван Кестерен
Предметный дизайнер из Голландии, которая обрела известность в узких кругах в 50-е годы благодаря своим предметам из дерева. Она обучалась работе по дереву у Хенка Ван Триерума в Light Gaard в Утрехте.
Мария Ван Кестерен создавала геометричные, но при этом обтекаемые объекты. Она всегда использовала форму круга в качестве отправной точки для своих изделий.
Она объясняла свой выбор в пользу дерева, как лучшего материала для предметного дизайна, прежде всего, его свойствами и возможностью получать нужные ей формы. Изначально она работала с экзотическими видами дерева, но потом перешла исключительно на голландскую древесину. Но Марии Ван Кестерен не нравились фактура и цвет дерева, поэтому многие ее изделия окрашены краской, из-за которой иногда сложно угадать материал.
Мария Ван Кестерен, Формы разных лет
Помимо объектов из дерева она работала со стеклом для Royal Leerdam, а также делала украшения из акрила. Она выбрала другой материал для украшений, но оставила все те же принципы, которыми пользовалась и в предметном дизайне - форма круга, редуцированные формы. Некоторые ее украшения находятся сейчас в фонде Франсуазы Ван ден Бох, который занимается развитием стиля «контемпорари» в украшениях.
Bracelet, 1970
Марк Ньюсон
Марк Ньюсон изучал ювелирное дело и скульптуру в Сиднейском колледже искусств. Обычно его знают, как создателя одной из самых дорогих лежанок в мире, в 2005 году журнал TIME включил его в список 100 наиболее влиятельных людей.
Его творческий путь был ветвистым. Он успел поработать над дизайном мебели, светильников, одежды, обуви и даже самолетов. Марк Ньюсон не так уж много работал с малыми пластическими формами, но его украшения сильно разнятся по стилистике и часто поражают воображение. В 1992 году он создает для марки Chi Ha Paura серебряные браслет и кольцо Orgone, в которых обыгрывались те же самые пластические приемы и хроматические решения, что и в одноименном кресле.
Orgone Ring, 1992
Orgone Chair, 1993
В конце двухтысячных Марк Ньюсон создает колье Julia из бриллиантов и сапфиров для ювелирного дома Boucheron. Он вдохновлялся фрактальной геометрией. Свое название колье получило в честь математика Юлия Гастона, который в начале 20-го века открыл математическую формулу, по которой и собрано это колье.
Julia Necklace, 2009
После таких ювелирных экспериментов перестаешь удивляться тому, что именно Марк Ньюсон совместно с Джонатаном Айвом разработал кольцо, вырезанное из 45-каратного алмаза. Кольцо было разработано специально для аукциона RED, средства от которого пошли на борьбу со СПИДОМ. Воплотила в жизнь это украшение компания Diamond Foundry.
All diamond ring, 2019
Рон Арад
Рон Арад учился в в Академии искусств и дизайна в Иерусалиме, затем продолжил обучение в Архитектурной ассоциации в Лондоне. В 81-м году он основал компанию One Off Ltd, которая, спустя 8 лет, превратилась в Arad Associates.
В промышленном дизайне его любимыми материалами являются алюминий, сталь, полиамид. Он создает металлическую мебель на стыке дизайна и искусства. Эти предметы могут выполнять свою утилитарную функцию, а малотиражность и смелость его работ заставляют охотиться за ними коллекционеров современного искусства.
Well Tempered Chair, 1986
В 2015 году в галерее Луизы Гинесс в Лондоне прошла выставка его украшений. На ней были представлены серьги Hot Ingo — стержень из драгоценного металла, вокруг которого обвивается лента из полиамида, напечатанная на 3D-принтере. Визуально эта работа нас может отсылать к эффектно закрученным спиралям у главного фасада музея дизайна в Холоне, который открылся в 2010 году.
HOT INGO EARRINGS, 2016
Design Museum Holon, 2010
Серия Naja была названа в честь очковой кобры, на голове которой есть характерный рисунок. В этой серии представлены подвески с увеличительным стеклом из кварцевой линзы, вокруг которой намотана спираль из серебра или золота. Как говорит сам дизайнер, эти украшения являются еще и функциональными, поскольку могут помочь вам рассмотреть коктейльную карту в баре.
STANDING NAJA, 2015