Каким потенциалом обладает рынок промышленного дизайна в России и мире?
Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ подготовил «Глобальное исследование рынка промышленного дизайна». В нем проанализированы тренды и тенденции мирового рынка промдизайна. Как последствия пандемии повлияют на рынок, какие есть ключевые драйверы роста и каков глобальный тренд? Ответы на эти и другие вопросы – в конспекте исследования.
Остановит ли COVID-19 развитие рынка?
Основная цель промышленного дизайна – повышение ценности и полезности изделий для пользователей, что ведет к росту бизнеса производителя. Самостоятельно, только опираясь на инженерные решения и разработки, промышленности уже сложно предложить рынку продукты и услуги, которые будут востребованы. Дизайн, особенно инновационный, давно стал одним из ключевых конкурентных преимуществ на глобальном рынке, ведущим фактором, способствующим росту компаний.
Но дизайн – сложный и многофакторный процесс. Он подразумевает поиск и нахождение баланса между запросами пользователей к продукту, производственными возможностями, требованиями законов, стандартов, норм ГОСТов и т.д. Поэтому в работе над проектом так важно тесное и налаженное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами: дизайнерами, менеджерами, маркетологами, инженерами и производителями. Причем в этом процессе должны одновременно учитываться как интересы бизнеса, так и потребителя: комфорт и удобство пользования продуктом, эргономика, эстетика, эмоциональная составляющая.
Согласно исследованию «Глобальный рынок промышленного дизайна» (подготовлено на основе оценок и официальной статистики компаний и рынков, а также широкого и глубокого обследования рынка методом опросов, интервью и анкетирования), мировой рынок промдизайна ждет рост. Причем его темп будет выше, чем глобальной экономики в целом. При анализе учитывался и фактор COVID-19: оценивались последствия пандемии, анализировались самые актуальные прогнозы по влиянию вируса на экономику и социальную сферу.
Интерьер модульного вагона, 2050 lab
Рост в контексте НИОКР и «зеленых» технологий
В исследовании представлены три варианта развития рынка: консервативный, оптимистичный и вероятный, который также можно назвать «оптимальным» или «средним». По пессимистичному прогнозу, то есть в случае, если компании не готовы будут вкладывать значительные средства в промдизайн, к 2030 году объем рынка составит 54,8 млрд долларов (среднегодовой темп роста – 3,8%). Оптимистичный вариант предполагает более заметную прибавку – 5,8% в среднем в ближайшее десятилетие. К 2030 году объем рынка будет равен 64,7 млрд долларов. Реализация этого варианта возможна в случае внедрения в «зеленых» технологий в разных отраслях, что станет стимулом увеличения спроса на промдизайн.
Возможные сценарии развития мирового рынка промышленного дизайна
По среднему и наиболее вероятному сценарию, ежегодная прибавка составит 4,8% – и к 2030 году объем рынка достигнет 59,5 млрд долларов. Такие цифры станут результатом роста инвестиций в НИОКР со стороны компаний, которые будут стремиться совершенствовать эстетические и функциональные характеристики своих продуктов, а также продвигать собственные бренды.
Городское кресло «Спинка», 2050 lab
Если говорить о наиболее перспективных сегментах, то самые высокие среднегодовые темпы роста ожидаются в дизайне продуктов. Это общий тренд для всего мира. Стимулировать его будет множество факторов. Один из ключевых – общемировая цифровая трансформация, содействующая ускорению производственных процессов, более быстрому выводу продуктов на рынок. Росту сегмента будет способствовать и пандемия COVID-19, которая уже запустила процесс переосмысления многих продуктов, привела к увеличению инвестиций в НИОКР и разработку продукции для здравоохранения, защиты здоровья людей, общественной безопасности и гигиены.
Реабилитационный центр для бездомных, 2050 lab
Если рассматривать рынок по сферам применения промышленного дизайна, то наибольшая доля, как и сейчас, останется за транспортом. Однако по среднегодовому темпу роста лидером станет «электроника» (прибавка в 6,7% ежегодно), что вновь связано с цифровизацией. Заметные приращения ожидаются в сфере «станков и оборудования». Немногим будет отставать «транспорт» и «бытовая техника».
Россия: реализовать потенциал
Что касается регионов, то основными точками роста станут Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа, куда входит Россия (ежегодно рост на 5,1% и 5% соответственно). Рынки промышленного дизайна Северной и Южной Америки, а также Ближнего Востока и Африки также ожидает подъем, но не столь значительный. При этом рынок везде будет характеризироваться высокой конкуренцией. «Основными конкурентами в области промышленного дизайна являются малые и средние компании. На сегодняшний день небольшое число предприятий занимает значительную долю рынка, что приводит к обострению конкурентной борьбы за лидирующие позиции», – говорит директор по развитию 2050.ЛАБ Елена Пантелеева.
Рынок промышленного дизайна Европы по размеру доходов в разрезе стран
Особое внимание в исследовании уделяется России, истории развития промышленного дизайна в СССР, а также актуальной ситуации. Сегодня российский рынок промышленного дизайна нельзя называть сформировавшимся и зрелым. Потенциал его далек от реализации – реальные и возможные размеры рынка отличаются в десятки раз.
Сближение этих показателей может быть только результатом комплексной работы всех заинтересованных сторон: дизайн-студий, промпредприятий, представителей образовательной среды, органов власти и т.д. Со всеми сторонами процесса были проведены глубинные интервью, на основе которых составлен перечень возможных мер, способствующих развитию промышленного дизайна.
В России пока еще не все промышленные предприятия понимают, что такое промышленный дизайн. Поэтому важно повышать информированность бизнес-среды об инструментарии и возможностях промышленного дизайна. Это тем более важно, что у нас прекрасная школа дизайна, есть отличные кадры и специалисты, которые признаны во всем мире.
Подробнее ознакомиться с исследованием можно на сайте 2050.ЛАБ.