Арт-ажиотаж: как правильно выбрать искусство и составить собственную коллекцию
Как определить ценность художественного произведения? Что лучше — галереи, аукционы или ярмарки? На каких современных авторов обратить внимание? Об этом и не только Design Mate рассказали известные коллекционеры Сергей Лимонов и Денис Химиляйне — некоторые жемчужины из их частных собраний сейчас можно увидеть на выставке «Вещи» в музее АРТ4.
С чего начать коллекцию искусства
Сергей Лимонов: Прежде всего, нужно как можно чаще ходить по музейным или галерейным выставкам. Так возникает насмотренность — ключевая характеристика хорошего коллекционера и любителя искусства. Необходимо также познакомиться с тремя-четырьмя проводниками в мир современного искусства – художниками, кураторами, галеристами, – без чьих компетенций и опыта самостоятельный путь будет более долгим и тернистым.
Многогранность взгляда очень важна и нужна для современного искусства.
В то же время часть людей заинтересована в своих художниках-протеже, поэтому выбор только одного проводника рискован. Начиная коллекционировать, человек часто приходит к посреднику, не всегда обладающему хорошим вкусом, а сами коллекционеры, которые связаны приобретениями только у одной галереи или дилера, составляют скучные коллекции и медленно развиваются.
Андрей Кузькин. Пейзаж с рекой №3 из серии «Объемные пейзажи». 2005.
Из коллекции Дениса Химиляйне
Помимо насмотренности, важно читать специальную литературу или сайты. После этого начинающему коллекционеру нужно сделать следующий практический шаг — купить в течение года несколько произведений искусства, и таким способом он из теоретика станет практиком. Следует идти по пути «бюджетного» коллекционирования: купить сначала недорогую графику, в том числе тиражную, просто потому что купленные в первое время произведения вероятнее всего будут ошибками, а иногда и очень дорогими.
В первые два года нужно быть осторожным в плане дорогих покупок, но смелым в количестве и разнообразности менее затратных приобретений. Большие деньги для начинающего коллекционера — это, скорее, ловушка, чем подспорье.
Денис Химиляйне: Есть несколько шагов, которые нужно сделать параллельно. Во-первых, начать ходить и смотреть – в музеи, на выставки, в галереи – и понять, какое искусство интересно именно вам, и про что оно. Во-вторых, читать: книги, брошюры, тексты кураторов. В-третьих, не покупать работы сразу, до того как сформировалось понимание сферы. Наконец, важно разговаривать с коллекционерами, кураторами и галеристами.
Как определить ценность работы
Сергей Лимонов: Глубокое и системное погружение в предмет через насмотренность, покупки и общение дает понимание того, «что такое хорошо, а что такое плохо». Если хочется разбираться в своем деле, следует потратить время, но начинающему коллекционеру часто кажется, что он умный и всезнающий, а современное искусство легко читается. Но невидимая часть искусства содержит массу исторической информации, концепций, эстетических революций и философских исследований. Неужели в случае со строительством дома, ремонтом автомобиля, пилотированием самолета или написанием картины мы тоже можем легко сказать, что способны самостоятельно справиться с этими делами?
Почему-то при оценке современного искусства никакого критического отношения к собственным взглядам и действиям у людей не возникает.
Егор Федоричев. Без названия. Проект «Немое зарево». 2021. Из коллекции Сергея Лимонова
Начинающему коллекционеру следует учитывать ряд признаков плохого искусства. Оно часто приятное и комфортное; хорошо вписывается в интерьер, не раздражает и не несет интеллектуальной нагрузки. Приятные для взгляда классические сюжеты – ню, пейзаж, натюрморт – не оказывают влияния на развитие и образование. Если сравнить искусство с серьезной литературой, то в последней всегда есть драматический накал, а сюжет заставляет размышлять и спорить. Так же и в современном искусстве — визуальная и концептуальная части должны быть интеллектуально насыщенными.
Денис Химиляйне: Есть простые вещи; есть художники, которые устоялись в цене; есть канонические работы. Нужно понимать, за какие деньги реально купить работу, скажем, Оскара Рабина и произведение молодого художника и сравнивать эти два сегмента. Также важно учитывать ликвидность при финансовом выборе: работа стоит ровно столько, сколько человек готов за нее заплатить.
В то же время покупка молодого искусства — это не инвестиция, а что-то нематериальное. Покупая работы молодых авторов, человек платит за эмоцию. Здесь включается интеллектуальный бэкграунд, а не только принцип «нравится / не нравится». Художественная насмотренность в этом случае — определяющий фактор.
Каждая работа требует энергетики, потому что она занимает определенную частицу внутри человека.
На каких авторов обратить внимание
Сергей Лимонов: Из современных признанных авторов — Иван Горшков, арт-группа «Север-7», Евгений Антуфьев, Хаим Сокол, Ирина Корина. Из современных молодых художников — Егор Федоричев, Петр Кирюша, Антон Кушаев, Иван Чемакин, Matiush First, Александра Гарт.
Семен Мотолянец. Инсталляция «Голова рабочего». 2016-2017. Из коллекции Дениса Химиляйне
Денис Химиляйне: Валерий Чтак, Евгений Антуфьев, Вадим Михайлов, Лиза Бобкова, Влад Кульков, Семен Мотолянец, Каварга, Андрей Кузькин, Хаим Сокол. Те художники, которые есть на нашей выставке, стоят внимания.
Где лучше покупать искусство
Сергей Лимонов: Мои личные предпочтения — это галерейные покупки. Галерей много, поэтому появляется выбор; здесь можно сравнивать художников и цены, покупать не в моменте, а обдуманно.
Аукцион и ярмарка — это всегда присутствие эмоционального влияния.
Если человек не настроен на конкретную работу и не готов за нее сознательно переплачивать, то впоследствии она может сильно расстроить. Но для опытного коллекционера важно, наоборот, побороться за шедевры и даже переплатить. Лучше иметь немного дорогих работ, чем хвастаться сотнями слабых, дешево купленных произведений. Я бы посоветовал покупать в галереях, системно поддерживая инфраструктуру арт-рынка, но не забывать общаться с художниками в их мастерских — это настоящая роскошь.
Денис Химиляйне: Мне кажется, что в галерее покупатель ограничен некоторым пулом художников. Все-таки важно самому определить, что и зачем хочется купить, составить список художников, посмотреть их творчество.
Евгений Антуфьев. «Без названия». 2017. Из коллекции Сергея Лимонова
Галерея может считаться гарантом отбора, но не всегда, так как владелец часто представляет художников по своему вкусу.
Частые ошибки коллекционера
Сергей Лимонов: Одна из частых ошибок начинающего коллекционера — полагаться на авторитет художника. Должен быть объективный взгляд со стороны и, кроме того, нужно смотреть не на послужной список автора, а на силу конкретной работы. Коллекционеров часто влечет к знаменитому и дорогому бренду художника, но спустя годы оказывается, что все покупки — это всего лишь статусное искусство, которое не имеет шансов войти в историю. Вторая ошибка — чересчур быстрая эмоциональная покупка. Здесь может помочь правило «одной ночи» перед финальным решением.
Еще одна ошибка кроется в отсутствии фокуса коллекции. Коллекция — это живой организм, она может меняться, перестраиваться, но ее фокус, идея и принципы должны быть сформированы на каждом этапе, иначе все превращается в хаос и сборище артефактов.
У меня есть несколько принципов, помогающих мне коллекционировать более дисциплинированно. Например, я приобретаю пока только российское современное искусство, созданное не ранее 2000-го года и в основном молодыми художниками, еще окончательно не ставшими признанными авторитетами. Также приобретаемые работы должны носить радикальный, новаторский характер.
Влад Кульков. Букет на приеме. 2016. Из коллекции Дениса Химиляйне
Коллекционер либо собирает комфортные картины в интерьер, либо работает над собой, и тогда коллекция заставляет его самого развиваться и получать удовольствие от этого развития.
Денис Химиляйне: Из частых ошибок могу выделить фальшивые работы (всегда важно обращать внимание на провенанс и экспертизу), переплату, ошибочный собственный вкус и вторичность. Последняя особенно касается молодого искусства, где автор часто может оказаться слабым. Поэтому важно ездить на биеннале и ярмарки, активно изучать западное искусство.
Ликбез начинающего коллекционера
Сергей Лимонов: Сайты, которые стоит почитать коллекционеру, — artguide.com, blueprint.ru, aroundart.org, artinvestment.ru, aerofeev.ru.
Из книг можно обратить внимание на издания «Московские коллекционеры. С. И. Щукин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов. Три судьбы, три истории» Наталии Семеновой, «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться» Эрлинг Кагге, «Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» Дональда Томпсона и «Семь дней в искусстве» Сары Торнтон.
Из фильмов — «Выход через сувенирную лавку», «Работа без авторства», «Поллок».
Денис Химиляйне: Могу посоветовать курсы от Школы Masters и лекции в Музее современного искусства «Гараж» про современное искусство. Есть также множество литературы, которую необходимо изучить — например, выпущенная Институтом «База» Анатолия Осмоловского. Но тут важно не попасть в неправильные руки — коллекционер часто начинает покупать только то, что ему рекомендуют.
Выставка «Вещи» открыта в музее АРТ4 до 13 августа.
На обложке: Хаим Сокол. Карта мира. 2018. Из коллекции Сергея Лимонова.