Экологичное соседство: как создавалась выставка лаборатории Zerowaste.lab и бренда Orac Decor
Бренд Orac Decor пригласил команду лаборатории Zerowaste.lab создать выставку, посвященную устойчивому развитию. Результатом коллаборации стала экспозиция «Среда обитания» — размышление о том, как современный человек может гармонично взаимодействовать с окружающей его средой. Мы расспросили организаторов проекта об участниках, а также о тенденциях экологического проектирования, которые нашли отражение в их работах.
Выставка «Среда обитания» прошла в рамках одноименного мероприятия для дизайнеров интерьера, организованного брендом Orac Decor. Разрабатывая концепцию проекта, которая также включала в себя лекции и воркшопы, команда лаборатории устойчивого проектирования Zerowaste.lab стремилась раскрыть ключевые аспекты гармоничного взаимодействия человека с природой. Познакомить участников события с последними трендами в этой сфере помогли работы локальных брендов, дизайнеров и художников. Кого из российских авторов можно было найти на экспозиции, и как их объекты встроились в общую тему, с Design Mate поделились основательница лаборатории Zerowaste.lab и куратор выставки Буляш Тодаева, а также менеджер исследований и спецпроектов Zerowaste.lab Александра Дорошева.
Мы сравниваем подбор предметов для выставки с тем, как каждый может вносить свой вклад в решение проблем экологии. Проекты участников раскрываются в контексте общей экспозиции, рассказывая про разные технологии и методы экологического проектирования.
Схема экспозиции
MYCO chair, Татьяна Ситникова Дизайн из органических материалов
Табурет, выращенный из мицелия. Основание стула выполнено из традиционного материала — дерева, а сиденье выращено на опилках/сене/соломе с помощью мицелия рейши
Использование синтетических материалов заставляет задуматься об утилизации таких отходов, которые возможно включить в новую цепь производства только после вторичной переработки. Одно из решений — это выращивание материала в нужном объеме и со всеми необходимыми характеристиками.
Мицелий часто называют пластиком будущего, так как он, словно полимер, связывает частицы субстрата. Мицелий может быть выращен в любом количестве, и спектр его применения очень широк. Он может расти на отходах производства или сельского хозяйства; может заменить обитые тканью детали мебели, содержащие синтетические латекс и поролон, максимально снизив тем самым углеродный след мебельных производств.
Татьяна Ситникова работает со штаммами Трутовика чешуйчатого и Рейши. Автор считает, что движение современного искусства в сторону поиска нового симбиоза с природой и наукой — это возрождение традиционного подхода, свойственного народным промыслам.
Помимо практического интереса сделать красивую и экологичную вещь, мне нравится наблюдать за тем, как растет мицелий. Не нужно забывать, что грибы — это живые организмы, обладающие чем-то похожим на сознание.
Biosphera, im-ocean Биоморфный дизайн
Подвесные светильники из переработанной бумаги, прообразом которых стали грибы Clathrus ruber и Phallus duplicatus
Маргарита Казарина и Иван Ходырев в 2009 году начали свой путь с продления жизни веток и бревен от ясеней, которые пострадали в ходе нашествия жуков и были спилены коммунальными службами. Коллекции светильников «Ветви и тени» и Quattro — первые upcycle-пробы, переросшие в эксперименты с прессованным чаем, травами, цветами, окурками, пивными банками, битым кирпичом и выброшенными новогодними елками. При кажущейся простоте вторичной бумаги работать с ней сложно из-за отсутствия отработанной технологии и оборудования для переработки макулатуры в мебель и светильники. Коллекция Biosphera совмещает в себе принципы ваби-саби и уникальности каждого объекта с возможностью тиражирования.
Искусство — это навар из бульона актуальных тем в каждый момент времени. Если что-то в этом бульоне возникло, то и в искусстве сразу же отобразилось.
Тотем и Блюдо круглое высокое, Ульяна Хохлова ДПИ и переосмысление процессов производства
Ульяна Хохлова пришла к переработанному картону не сразу, но уже первые пробы работы с ним вдохновили и продемонстрировали большой потенциал из-за отсутствия жестких технологических ограничений. Еще один важный факт — с картоном не бывает брака: если что-то не получилось, можно смочить материал водой и сделать объект заново. Безотходность производства и переработка неудавшихся экспериментов — это методы, которые совсем недавно пришли в ДПИ. Противостояние природного хаоса геометрическим формам находит отражение в работах Ульяны. Немаловажным значением обладает цвет и фактура — акцент на непромышленных способах производства показывает обыденные предметы с новой стороны.
Сначала мне было интересно наблюдать, как картон при обработке становится похож на войлок или камень. Я переживала, что выдаю картон за то, чем он не является, но в итоге осознала, что мы просто не знаем, как может выглядеть этот материал.
Кинетические мобили, Mononoke Поиск гармонии через концепцию и сторителлинг
Mononoke — это кинетические скульптуры, сделанные из переработанного пластика. Легкие лепестки, закрепленные на металлическом основании, приводятся в движение ветром и становятся предметами созерцания и украшения пространства. Автор бренда попробовала работать с разными материалами, прежде чем прийти к переработанному пластику, увидев в нем красоту и пользу. Камень, который служит основанием к мобилю, Алиса нашла во время поездки на Кубу. В голове родилась форма мобиля, который приобрел материальное воплощение через полгода.
Я не спасаю планету от пластика, но привлекаю внимание к этой проблеме.
Arctic Vibes, Ярослава Галайко Объект-манифест о проблематике
Заинтересовавшись работой с вторичным пластиком, Ярослава Галайко стала искать такой способ производства, чтобы каждый предмет получался уникальным. Ей хотелось уйти от классического восприятия материала, раскрыв его художественную ценность. Поиски привели к полиэтилену высокой плотности низкого давления и полипропилену. Ярослава не смешивает их, чтобы иметь возможность переработки после окончания срока службы предмета. А вот фракции иногда комбинирует — например, такой прием используется для зеркала из коллекции Arctic Vibes.
Ярослава уверена, что сегодня нужно искать способы эффективного диалога о вопросах устойчивого развития. Благодаря искусству, как наиболее эмоциональной форме повествования, все больше людей начинают задумываться об экологии.
Мне нравится работать с вторичным пластиком, потому что для меня он как акварель — в меру практичный и в меру непредсказуемый, «живой».
Синергия, Нина Нидерер Традиционное искусство из нетрадиционных материалов
Мозаика из пластиковых тессер и вставок из листовых материалов. Главным образом работы стало взаимодействие человека и окружающей среды
Нина Нидерер окончила Строгановку с дипломной работой, консультантом которой выступила художница Вера Чекунова — автор технологии нео-мозаики. Нео-мозаика предполагает использование пластика как главного ресурса антропоцена через отрицание его утилитарного применения.
Материал привлекает автора своей многогранностью, а также возможностью получать невероятные цветовые сочетания. Он подходит для разнообразных экспериментов с формами и фактурами. Когда технология не была отточена, приходилось проделывать колоссальную работу по резке мелких деталей вручную. Теперь же детали льются в формы, что значительно сокращает время и снижает трудоемкость работы.
Меня сводит с ума превращение вторичного сырья в произведение искусства.
Mori U и Essio Recycle, Алиса Минкина Материал диктует дизайн
Основная идея проекта Mori U — переосмысление твердого куска глины (шамота) в жидкое состояние (шликер) и отливка вазы из этого материала в гипсовой форме
Дизайнер-исследователь Алиса Минкина вдохновляется самим материалом: изучает его свойства и много экспериментирует, создавая уникальные объекты. При анализе вырисовывается новая форма или текстура, которая сначала кажется непривычной. Так, для плафона Essio Recycle изначально применялся лист шпона, но затем он был заменен листовым материалом от лаборатории Zerowaste.lab.
Фронтальный плафон из переработанного пластика сделан в коллаборации Алисы Минкиной и Буляш Тодаевой
Материалы лаборатории Zerowaste.lab Системный подход к вторичным материалам
Лаборатория по разработке креативных и экологических проектов для бизнеса Zerowaste.lab занимается двумя основными направлениями — в области дизайна и производства, а также науки и образования. Ведь решить проблемы индустрии производства и потребления можно только системно: поддерживая ученых, создавая условия для полезных прикладных исследований и помогая бизнесу стать устойчивее. Вторичные материалы, которые команда может производить из семи видов пластиковых отходов и использовать в своих проектах, — только часть методологии, которую лаборатория использует для гармонизации системы при внедрении циклических решений.
Дизайн помогает быть устойчивее. Мы не только поддерживаем бизнесы, но половину своего времени уделяем разным формам просвещения и исследованиям.
«Среда обитания» глазами бренда Orac Decor
Марина Петрова B2B-маркетолог, Orac Россия
Нам – команде Orac – хотелось создать целостное событие, на котором каждый гость, вне зависимости от интересов, опыта и темперамента, сможет занять себя и вдохновиться, поэтому идея выставки возникла у всех почти одновременно. Мы познакомились с командой Zerowaste.lab во время подготовки к другому нашему мероприятию и вновь решили обратиться к ним как к экспертам. На первой же встрече ребята предложили взять кураторство и все организационные вопросы на себя — мы доверились им и остались довольны результатом. Экспонаты, созданные из вторично переработанных материалов, заставляют задуматься об экологическом аспекте дизайна: такой же вопрос с этого года занял ключевую позицию в стратегии развития бренда Orac Decor.
Благодарим команду лаборатории Zerowaste.lab и бренд Orac Decor за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии.