Эдуард Хайман об адаптивных зданиях, нейросетях и новых профессиях в архитектуре
Эдуард Хайман — архитектор, междисциплинарный дизайнер и городской исследователь. Куратор курса «Нейросети в архитектуре» в Архитектурной школе МАРШ. Эдуард работает с анализом городских данных для мастер-планирования и архитектуры, AI и параметрическим проектированием, визуализацией данных и разработкой аналитических интерфейсов.
Архитекторы и дизайнеры должны создавать структуры, которые будут оперативно реагировать на изменения вокруг.Эдуард Хайман
Как будет выглядеть мир через 50 лет? Обычно этот вопрос ставит в тупик, потому что 50 лет — это довольно много, особенно если думать об этом в контексте технологической сингулярности. Эта теория появилась в конце прошлого века и предполагает, что в какой-то момент развитие технологий станет настолько стремительным, что мы перестанем его осознавать и контролировать. Сегодня мы снова можем вернуться к этой идее: еще несколько лет назад никто не предполагал появление инструментов искусственного интеллекта в таком виде, в котором они существуют сейчас, и то, насколько значимыми они станут для индустрии.
Хотя на 50 лет вперед заглядывать тяжело, у меня – как у человека, который занимается технологической стороной развития архитектуры и дизайна, – есть собственное видение. Это не прогноз, а, скорее, представление о будущих целях архитекторов и дизайнеров новой волны.
Переход от «жесткой» архитектуры к адаптивной
Архитектура уходит от работы с материалами и жесткой конструкцией и постепенно переходит в плоскость градиентов и полей, где важнее управление вероятностями, нежели жесткой иерархией, свойственной традиционной архитектуре. Думаю, что через условные несколько десятков лет мы окажется в пространстве именно такой архитектуры.
С помощью архитектуры – материалов, конструкций и пространственной структуры – люди прежде всего организуют свою жизнь. Когда-то под этим имелось в виду подчинение человека определенным ритуалам, но вскоре это превратилось в обрамление актуальных жизненных процессов. Сегодня процессы так быстро меняются, что архитекторам нужно создавать проекты, столь же быстро реагирующие на эти изменения.
Рассмотрим это на примере двух объектов: камня и живого организма. Кристаллическая структура камня может меняться, но на это уходят сотни тысяч лет, а живой организм состоит из тех же атомов, но он гораздо динамичнее. Раньше архитектуру можно было сравнить с камнем: она буквально создавалась из камня и была очень жесткой с точки зрения происходящей в ней процессов. Хотя, безусловно, в исторической и традиционной архитектуре тоже можно найти адаптивные практики. Например, принцип, при котором семья сначала строила одноэтажный дом и возводила дополнительные этажи, когда появлялись дети.
У нас появляется все больше технологий и в принципе понимание того, как делать архитектуру адаптивной. Становится очевидным, что архитекторы и дизайнеры должны создавать конструкции, которые будут оперативно реагировать на изменения вокруг. Искусственный интеллект будет играть ключевую роль в создании адаптивной архитектуры.
Возможности нейросетей в дизайне и архитектуре
В архитектуре есть несколько направлений, куда уже сейчас начинают внедряться нейросети. Прежде всего это этап концептуализации и эскизирования, разработка планировок зданий и городских планов. Другой важный момент связан с производством самой архитектуры: управление строительными роботами и станками. Поведением зданий тоже нужно будет управлять и адаптировать его, и в этом тоже не обойтись без искусственного интеллекта.
Нейронные сети, которые предназначены для генерации изображений, уже довольно сильно влияют на творческий процесс. Во-первых, они демократизируют процесс создания концепции. Например, в компаниях, где обычно есть главный архитектор, от которого исходит основной концепт, возможность генерировать изображения с помощью AI позволяет рядовым сотрудникам работать с собственными идеями.
Инструменты нейросетей позволяют быстро получить довольно качественное изображения. Разумеется, это не то, что нужно сразу строить, но они значительно ускоряют и трансформируют процесс проектирования, делая его более качественным. Но стоит помнить, что спустя время многие перейдут к более автоматизированным процессам.
Возьмут ли в будущее утопические города?
Для примера возьмем линейный город Neom, который строится в Саудовской Аравии. Такие проекты утопических (или, скорее, антиутопических) городов обычно появляются в тоталитарных обществах, потому что мнение людей мало кого интересует. Хотя для многих больших архитекторов подобный проект — это огромный творческий вызов и удовлетворение амбиции создать что-то безусловно впечатляющее. Для реализации настолько амбициозных идей нужно много средств, а где их еще взять, если не в богатой диктатуре.
Подобные проекты несут с собой ряд проблем. Например, насколько мне известно, строительство линейного города разрушило среду обитания исконного населения. Во-вторых, его конструкция сопоставима с естественными горными хребтами, поэтому он совершенно точно повлияет на экологию и климат. В-третьих, возникает вопрос с транспортом, а, точнее, невозможностью адаптировать его к линейной структуре. В результате получается своеобразный пик идеи модернистского города, только с очень сложной начинкой, которую практически невозможно изменить в будущем, потому что слишком жестко задана структура. Это полная противоположность адаптивной архитектуре, о которой я упомянул выше.
Новые профессии в дизайне и архитектуре
Уже сейчас в архитектуре есть такое направление, как Advanced Design, когда специалисты занимаются изучением и внедрением новых технологий. Ясно, что есть архитекторы, которые больше работают с компьютерным кодом и моделированием, нежели непосредственно со зданиями, — они придумывают сложную оболочку, находят способы, как напечатать здание на 3D-принтере или как быстро и круто его визуализировать.
Каждый день я вижу появление новых инструментов в контексте технологий искусственного интеллекта. Поэтому логично, что понадобятся люди, специализирующиеся на внедрении этих технологий в творческий процесс. Уже появилось направление prompt design, специалисты которого не рисуют изображения, а придумывают текстовые запросы для их генерации.
Заглядывая чуть дальше, мне кажется, что в будущем архитектура еще более усложнится, и архитекторы будут работать в большей степени не с материальной стороной проектирования, а с коммуникацией между всеми живыми и неживыми акторами в проекте: зданием, его элементами и пространствами, людьми в здании и вне его, роботами, нематериальными автономными агентами.
На обложке: эфемерная архитектура, созданная с помощью Midjourney, автор Эдуард Хайман.