Культурный код как основа для формирования локального стиля
При подготовке альманаха «Коллекция» мы просмотрели продукты более 350 российских предметных дизайнеров и производителей. Большая часть из них, 46%, производит мебель, предметы интерьера и декор, 12% делают посуду, 10 % занимаются освещением, 26% работают с украшениями и аксессуарами и только 6% разрабатывают технику и оборудование.
В мировом масштабе — это «капля в море». Но на российском уровне — это большая часть имеющегося дизайн-рынка, достаточная для того, чтобы сделать попытку обобщения и выявления закономерностей. Какова специфика российских предметов? Что их объединяет? Что отличает российские предметы от западных? Можно ли говорить о локальных российских тенденциях в предметном дизайне, или мы идем исключительно по общемировому пути?
Есть несколько моментов, которые необходимо упомянуть:
- Большинство, если не все российские дизайна-производства, работают в сегменте low-tech. Основные материалы: дерево, фанера, металл, керамика, кожа. Это объясняется не только общемировой тенденцией использования натуральных материалов и ремесленных технологий, но и минимальными инвестициями в запуск таких производств.
- Стилистика продукта российских дизайн-производств определяется направлениями, лидирующими в мире в последние годы: скандинавский стиль, лофт, mid century. Популярны простые геометрические формы, натуральные и фактурные материалы.
- Говорить об оригинальности российского дизайна пока не приходится. Мы еще учимся: экспериментируем с привнесенной эстетикой и формами, осваиваем опыт западных марок.
Есть ли какие-то локальные эстетические и культурные мотивы в российских предметах, которые можно было бы классифицировать как зарождающийся локальный стиль или хотя бы намек на его появление?
Локальный стиль
Мы выделили четыре составляющие локального стиля:
- Узнаваемые визуальные приемы. Формы и образы, характерные для конкретной культуры или местности, со временем ставшие ее синонимом. Например, розочки — Прованс, простые формы и натуральное дерево — Скандинавия.
- Культурный код. Это связь с локальной культурой на уровне смыслов, значений и символов. То, что позволяет стилю находить отклик у потребителя внутри той среды, в которой он существует, канал его связи с человеком и обществом.
Эти два фактора можно назвать внутренними. Помимо них на формирование стиля влияют внешние факторы:
- Мировые тенденции. Интеграция и переработка актуальных тенденций — двигатель, который позволяет стилю развиваться и не превращаться в законсервированный экспонат на музейной полке. Только так могут появиться устойчивые и действительно востребованные направления.
- Благоприятные условия. Стиль не живет в вакууме, на него влияют экономические, социальные, политические аспекты. Без рыночной или государственной поддержки, даже появившись на свет, стиль не сможет вырасти и начать самостоятельную жизнь.
Стиль — это живой организм. Визуальные приемы — его тело, культурный код — память, разум и эмоции.
Мировые тенденции — пища, необходимая для поддержания жизни, обмена веществ и метаболизма. Социальные, экономические и политические факторы — среда обитания, пригодная или непригодная для жизни.
Из чего складывается и как проявляется культурный код?
Мы разделили этот блок на две группы: константы и переменные. В константы входят: территория и климат, социальная жизнь и общественное сознание, тип национального мышления и поведения — эти факторы существуют веками, не меняются или меняются крайне медленно. Переменные факторы, которые подвержены более частым изменениям, — философия, литература, эстетика, искусство, субкультуры, религия, идеология, государство.
Пользуясь приведенным алгоритмом, мы разобрали наиболее известные локальные стили на составляющие.
Италия
В Италии теплый климат и плодородная земля. Страна занимает ведущую роль в мировой культуре. Основа общества — это семья. Концентрация произведений искусства и архитектуры, самоощущение исключительности, преемственность поколений порождают развитую ремесленную традицию, которая в 1960-е годы, когда итальянские производители сделали ставку на дизайнеров, помогла Италии занять лидирующее позиции в мировой дизайн-индустрии. Отличительные черты итальянского дизайна — ориентация на комфорт и элитарность с одной стороны и провокация и эпатаж с другой.
Чувственным и страстным итальянцам важно, чтобы предмет был эмоциональным, впечатлял и активно взаимодействовал с потребителем. В предметах всегда присутствует дополнительный контекст: они никогда не сводятся к голой функции. Дизайнеры часто руководствуются интуицией, а не правилами, ориентированы на свободу творческого самовыражения, эксперименты с формами, материалами и цветами.
Япония
Япония — страна с нестабильным климатом и ограниченным запасом ресурсов, долгое время пребывавшая в культурной изоляции. Но экономический подъем 1960-х и дальновидная стратегия японских предприятий и государства позволили дизайну занять важное место в экономике. Долгое время Япония была закрыта от западного влияния, развивая собственные традиции и доводя их до совершенства. Для японцев чрезвычайно важны правила и каноны – они очень консервативны. Общественное ставится выше частного: в первую очередь японцы стремятся быть полезными семье и обществу в целом. Значение вещи выходит за рамки функции. Любой предмет — это объект ритуала, часть общей гармонии. Сочетание синтоизма и дзен-буддизма приводит к тесной связи с природой. Она одушевляется и обожествляется, становится объектом созерцания и медитаций, попадает в фокус внимательного наблюдения и анализа. Дизайн стремится к сдержанной простоте с концентрацией на деталях и нюансах. Аккуратные и дисциплинированные японцы приспособились к изменяющимся условиям жизни и ограниченному пространству, поэтому ценят в дизайне модульность и мобильность.
Финляндия
Богатая лесами и озерами Финляндия до XX века была провинцией, в которой большая часть людей занималась промыслом. Бережное отношение к природе и врожденное трудолюбие в сочетании с протестантизмом приводят к умеренности и нежеланию выделяться на фоне других. В 1930-е финны сделали ставку на экологичность и натуральность, используя только лаконичные формы и простые приемы. Любой продукт разрабатывается с учетом практичности использования, экономичности производства и влияния на экологию и общество.
Аналогичный подход мы использовали для анализа ситуации в России.
Визуальные приемы
Из тех стилистических направлений, которые можно интерпретировать как локальные, в силу их происхождения или степени проработки в нашей культуре мы выделили пять: русский север, конструктивизм (русский авангард), русский импрессионизм, сталинский ампир, русский модерн (символизм). Отдельно мы также выделили период 1960-х годов, деятельность ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели) и ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Его нельзя назвать стилем, однако в этот период были созданы подходы и методики, которые тесно связаны с российской культурой и если и не оставили существенного следа в материальном мире, то аккумулировали мощный потенциал, который еще может быть раскрыт в будущем.
В результате анализа этих стилей можно выявить несколько характерных визуальных приемов:
Энтропия — хаотичность форм и отделок.
Многоярусность — многочисленные башенки, пристройки, переходы.
Затейливость — причудливая, замысловатая резьба, орнаментальность.
Использование образов — образы животных, растений, символы, герои.
Стилизация — обобщение и упрощение.
Примитивизм, переходящий в наив и детскость.
Монументальность — крупность, массивность, основательность.
Контрастность — сопоставление противоположностей.
Гипертрофированность — неестественное преувеличение отдельных элементов, общих пропорций.
Иррациональное использование материалов.
Надежность — крепкость, часто чрезмерный запас прочности.
Техническая доступность — понятность, простота.
Прямолинейность и каркасность.
Эти аспекты не всегда проявляются все вместе, часть из них характерна для определенных направлений, но все они встречаются достаточно часто для того, чтобы можно было говорить об их специфичности для российской визуальной культуры.
Культурный код
Чтобы разобраться с этой составляющей, мы попытались выделить основные аспекты национальной психологии. Этот вопрос требует дальнейшего серьезного исследования с привлечением специалистов в разных областях, но предварительно мы выделили основные черты, которые кажутся нам подходящими для описания российской ментальности. Мы сгруппировали их в пять блоков, в каждом из которых содержатся несколько черт, свойственных для нашей психологии.
Спонтанность
Мы часто действуем внезапно, наобум, под влиянием вспышки эмоций. Далеко не всегда мы обдумываем ситуацию. В этот блок мы включили следующие черты:
Импульсивность — мы совершаем действия просто потому, что нам этого хочется.
Экспрессивность — выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию или заботится о репутации.
Непосредственность — мы достаточно прямо выражаем свои эмоции, запросто высказываем отношение к собеседнику и происходящему.
Сопереживание
Мы легко «входим в положение», если объект сопереживания найдет ключ к нашим эмоциям. В этот блок входят:
Открытость — мы откровенны и доверчивы.
Эмпатия — мы готовы разделить чувства другого (одушевленного или неодушевленного объекта), хотя эта способность сочетается в нас со снобизмом и отсутствием толерантности.
Отождествление — мы легко отождествляем себя с другими, приписывая себе как их достоинства, так и недостатки. Мы окружаем себя образами и мифами, предпочитая верить в сказку, а не в реальность.
Беспечность
Мы не любим стеснять себя правилами, обязательствами и ответственностью.
Игнорирование правил — жестокость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Нам скучно читать инструкции, мы предпочитаем действовать по ситуации, исходя из личных соображений и настроения. Мы часто используем предметы не по назначению.
Безмятежность — мы не хотим напрягаться и часто бездействуем, даже когда речь идет о собственной жизни.
Невозмутимость — мы можем быть абсолютно спокойны и не сдвинемся с места, «пока гром не грянет».
Максимализм
Мы не знаем меры — либо все, либо ничего.
Чрезмерность — мы склонны преувеличивать, как наши потребности, так и возможности.
Бескомпромиссность — полутонов не бывает: черное или белое.
Идеализация — мы многого хотим от жизни и много ждем от окружающих.
Изобретательность
Мы привыкли рассчитывать только на себя и на случай.
Находчивость — способность самостоятельно находить нестандартные решение.
Самобытность — своеобразие, специфичность.
Энтузиазм — мы с головой окунаемся в процесс, если он нас заинтересовал.
Синтетические типы
Мы соединили психологические факторы с образами природы, архетипов и понятий, чтобы получить инструмент для работы с визуальными объектами. Получилось четыре синтетических типа, которые вместе кажутся нам в полной мере отражающими российскую культуру. Для наглядности для каждого типа мы подобрали соответствующих персонажей из русского фольклора.
Богатырь. Стабильный и масштабный мужской образ, воплощение широты и жизненной силы. В природе ему соответствует дуб, медведь, цвет — красный.
Царевна-лебедь. Доминантный женский образ, символ мудрости и структурности, в природе — река, цвет — синий.
Аленушка. Воплощение женственности, чистоты и чувственности. В природе — береза, голубка, цвет — белый, золотой.
Иван-дурак. Герой-трикстер, изменчивый и озорной. В природе — заяц, рябина и колокольчик, цвет — ярко-зеленый
Богатырь обеспечивает ровное течение и сохранение жизни. Царевна-лебедь отвечает за стратегическое планирование и анализ, осуществляет управление. Если рассматривать Богатыря и Царевну как супружескую пару, то Аленушку можно представить в качестве их дочери или младшей сестры. Она не участвует в управлении и реализации жизненной стратегии, но наполняет жизнь «семьи» эмоциями и чувствами. Иван-дурак с одной стороны находится вне этой «семьи», с другой – он абсолютно неотъемлемый ее элемент, который постоянно провоцирует, проверяет всех на прочность и является источником внутреннего и внешнего развития.
Российские дизайн-производства
Мы попробовали наложить эту систему образов на те дизайн-производства, которые существуют сейчас в России. Большинство из них находятся вне этой системы, их продукт создан с ориентацией на европейский дизайн. Мы не говорим о том, что этот продукт плохой, но в нем нет локальной специфики. Вместе с тем, есть несколько авторов, создающие предметы, которые можно классифицировать как характерные для российской культуры. Это, опять же, не говорит о свойствах самих предметов — лишь о наличии в них локального культурного ядра. Вот некоторые из них:
Богатырь: SOHA Concept (Денис Милованов), часть предметов August (Виталий Жуйков).
Царевна-Лебедь: iM (предметы авторства Маргариты Казариной), «Дымов Керамика», Елена Лазарева, Elnik, Лиза Смирнова.
Аленушка: Ivanka Home, Анастасия Кощеева, KSceramics.
Иван-Дурак: большая часть предметов August (Виталий Жуйков), iM (предметы авторства Ивана Ходырева), Lllooch, Tayga Design.
Мы определяли доминирующий образ для каждой марки на основании совпадения наибольшего количества признаков. При этом некоторые марки могут быть соотнесены сразу с несколькими образами. Если обобщить, то у продукции всех этих дизайнеров есть следующие общие признаки:
- простые в обработке материалы, преимущественно натуральные,
- обращение к «корням» в той или иной форме,
- проявляется стык дизайна, искусства и ремесла,
- соответствие как минимум одному из четырех синтетических типов и шести локальных стилей,
- использование специфичных для России визуальных приемов.
На основании приведенного анализа о существовании российского локального стиля, конечно, говорить пока рано. Но мы можем утверждать, что почва для его возможного появления есть. Если внешние условия будут складываться благоприятно, то в скором времени могут возникнуть предпосылки формировании протостиля.
Под благоприятными условиями мы понимаем в первую очередь актуализацию темы российского дизайна (и дизайна вообще) в непрофильных СМИ; критику, ориентированную на обобщение и выявление культурной специфики в дизайне, а не сравнение с другими странами по принципу лучше-хуже; государственную поддержку российского дизайна — дотации дизайн-производствам, организация стендов российских дизайнеров на международных выставках.
Сейчас предметный дизайн не воспринимается как часть культуры, но для дальнейшего роста и развития он должен оказаться вписанным в культуру страны наравне с литературой, живописью, кино и прочими сферами. Только так, став осмысленным и осмысливаемым культурным явлением, дизайн может в конечном итоге создать спрос у массового потребителя. А это задача не только и не столько дизайнеров, сколько критиков, журналистов и представителей государства.
Методология, которую мы предложили — один из возможных вариантов подхода, который можно использовать как для анализа существующей ситуации, так и для построения новых дизайнерских решений. В ее основе лежит простой принцип: разложение сложившихся образов на отдельные символические элементы и формирование из них новых более жизнеспособных структур. Мы протестировали нашу методику на различных примерах и продолжаем обсуждать ее со специалистами в различных смежных областях. В ней еще есть потенциал для настройки, и мы хотим пригласить всех желающих к обсуждению заявленной проблематики. Мы открыты к любым предложениям, вопросам, критике. Давайте обсуждать российский дизайн вместе!