Искусство для уничтожения: «мимолетные» арт-объекты Никола-Ленивца
Арт-парк Никола-Ленивец в Калужской области прославился своими необычными деревянными арт-объектами. Здесь можно забраться на вершину 18-метрового «Маяка» из веток или 22-метрового «Бобура» из лозы, заглянуть в «Николино ухо» или «Павильон шишек». Каждое лето сюда приезжают тысячи людей на фестиваль «Архстояние», а зимой — на Масленицу. Но если к первому событию в парке вырастает несколько новых объектов, то ко второму их, наоборот, уничтожают. Вместе с командой парка разбираемся, что такое мимолетное искусство и как оно устроено.
Масленицу в Никола-Ленивце отмечают уже на протяжении 22-х лет. Ее главное событие — сожжение гигантского арт-объекта из веток, сена и деревянного мусора, собранного в округе. В разное время здесь жгли многометровые «Медиабашню», «Байконур», «Градирню», «Пирамиду», «Бастилию» и «Вавилонскую башню». По словам команды, все началось совершенно случайно: арт-объект художника и идеолога места Николая Полисского «Сенной зиккурат» стал гнить, коровы его не доели, а разбирать было накладно. С остатками строения решили попрощаться огнем — большой костер всех вдохновил, поэтому впоследствии событие стало ежегодным.
Стихия как соавтор
Сначала огню отдавали старые объекты. Никола-Ленивец был творческой лабораторией одного художника, и Николай Полисский, работающий с временными объектами, таким образом освобождал полюбившийся пейзаж для новых идей. Ветхим постройкам при этом устраивали достойный уход.
Огонь не только помогал дешево и быстро уничтожать арт-объекты, но и превращал все в эффектное действо.Николай Полисский художник
Вскоре событие стало собирать тысячи зрителей, а руководство национального парка «Угра» (арт-парк «Никола-Ленивец» расположен в его границах и объявлен особо охраняемой территорией — прим.ред.) попросило команду проводить сожжения только в конце зимы, чтобы соблюсти нормы безопасности. Для огненного перформанса выбрали широкую масленичную поляну и стали строить объекты специально к празднику.
В парке уверяют: эффектное сожжение нужно обязательно увидеть своими глазами, ведь никакая камера не сможет передать рождение и смерть – как его тут называют – пламенеющего искусства.
Иван Полисский управляющий партнер парка
Никола-ЛенивецПламенеющее искусство — это работа с нестабильными медиа. Автор не знает до конца, что будет происходить с его объектом во время сожжения. В этом есть глубокий смысл: творец отказывается от своего непомерного эго и сдается перед всесилием природы, чтобы принять стихию в соавторы.
Поиск идеи
Сегодня объекты строятся не только по эскизам Николая Полисского — привлекают и сторонних авторов. Для этого регулярно проводят опен-коллы, по итогам которых парк получает сотни проектов. Прежде всего это позволяет увидеть тенденцию — то, о чем думает большинство людей. Так, например, было с проектом прошлого года «Вавилонская башня» — команда получила сразу несколько похожих концепций и просто выбрала лучший. При отборе заявок сразу отсеиваются концепции, которые не смогут как следует разгореться. Большой плюс, если автор заранее представит и перформанс сожжения. Если нет, то Никола-Ленивец может помочь — придумать его вместе с режиссерами и художниками.
В этом году конкурса не было: огню предали архивный арт-объект в виде 19-метрового куба, получивший название «Четвертая стена». Авторы – студия «NOYD короткийметр» – вошли в шорт-лист конкурса еще в прошлом году. «Задача конкурса, действительно, была поставлена так, что акцент должен быть не на объекте, а на процессе горения. Поэтому мы сразу убрали визуальную эстетику на второй план, — объясняет идею архитектор Игорь Апарин. — В отличие от прошлых лет, хотелось, чтобы объект не жалели, а наоборот, мечтали его сжечь немедленно! Так появились четыре соединенные в куб стены, которые необходимо разбить, чтобы избавиться от преград. Но самое главное — объединяющий просвет. В нашем случае это закамуфлированные круглые дыры в двух стенах, которые должны были прогореть первыми. Мы сделали ставку на интригу, и до самого сожжения не было понятно, в чем суть объекта».
Строительство и сотворчество
Строить такие большие арт-объекты зимой крайне сложно. На возведение проекта отводится 2-3 месяца до момента сожжения. Один объект собирает команда из 15 работников «Никола-Ленивецких промыслов» — артели мастеров, где работают сами жители арт-деревни. «Наши строители — просто герои, — рассказывает Иван Полисский. — Сжатые сроки не позволяют им пережидать вьюгу и перепады температур. Именно благодаря этим людям и существует то искусство, что мы делаем. Искусство, которое требует сложного ручного труда». По словам начальника службы эксплуатации парка Константина Фоминова, работа зимой — испытание не для всех.
Константин Фоминов начальник службы эксплуатации
парка Никола-ЛенивецВ метель строительство начинается с раскапывания материалов и дорожек у объекта. Если стоят плюсовые температуры, то промокаешь насквозь за полчаса, члены команды могут попросту простыть. Прибавьте к этому короткий световой день, когда в 4 часа дня уже ничего не видно.
При этом возведение объекта — это всегда сотворчество, а не обычное строительство по чертежам. Каким бы хорошим ни был изначальный эскиз, финальный вид арт-объекта для Масленицы — это результат взаимодействия авторов и команды парка, которые работают сообща на протяжении всего строительства. Самым важным критерием становится не внешний вид конструкции, а то, как она будет поджигаться и гореть. Например, в этом году при строительстве «Стены» планировалось, что все красивые элементы – старые двери и резные наличники – будут скрыты под слоем сена и проявятся в момент горения. Но в процессе сборки было решено закрепить их снаружи. «Ребята из “Никола-Ленивецких промыслов” сказали, что никто не успеет их увидеть, и вся красота из “пережитков прошлого” прогорит моментально вместе с сеном. Их прибили на видных местах, из-за чего объект стал чем-то похож на заброшенную избу с заколоченными окнами», — вспоминает Игорь Апарин.
Идеально не по сценарию
Обычно сожжение на Масленицу предваряет театральный перформанс, в процессе которого и поджигают объект. Он сгорает за 1-2 часа: этого времени достаточно, чтобы огонь достроил картину и превратил изначальную конструкцию в произведение пламенеющего искусства. Но, как признается команда, еще ни разу сожжение не проходило по плану. Так, до обрушения «Четвертой стены», объятой пламенем, прошло всего полчаса. «Все пошло не так из-за резко изменившейся погоды. В первые секунды я только и делал, что следил и переживал, как проявится просвет в стенах, — вспоминает Игорь Апарин. — Вместо открывающегося сквозного просвета из этого “ока” с такой мощью повалило пламя, что обжигало лицо. Произошла абсолютная инверсия нашей идеи. Я стоял как вкопанный и не мог оторваться, меня просто затягивало туда. Все произошло очень мощно и быстро, а главное, стены сложились, как карточный домик, за секунду. Еще пару дней ходил и не понимал, как к этому относиться: провал или нет? Потом стало очевидно, что огонь здесь — главный актор. Все прошло идеально, хоть и не по нашему сценарию».
Огненное искусство настолько поражает воображение зрителей, что они начинают додумывать смыслы за авторов. Иногда это приводит к недопониманию — в 2018 году представители духовенства резко выступили против сожжения, посчитав, что объект в стиле «пламенеющей готики» напоминает католический собор. В самом Никола-Ленивце к разным трактовкам объектов относятся спокойно. «Мы занимаемся русским лэнд-артом, а это тот тип искусства, в котором существует свободная трактовка. Наша задача — заставить зрителя думать и фантазировать, мы только рады слышать разные теории и легенды насчет наших объектов. За исключением тех случаев, когда нас пытаются обвинить в акте насилия по отношению к объекту, который мы сжигаем. Мы действуем из других побуждений — отдаем огню произведение искусства, на которое потратили много времени и сил, чтобы он исчез и остался только в нашей памяти».
Фото на обложке: Иван Ветров. Все фото: Александр Недорез.Фотографии предоставлены командой арт-парка Никола-Ленивец.