Архитектура + танец: точки соприкосновения и скрытые художественные смыслы
У архитектуры и хореографии гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. И архитектор, и танцовщик в своей работе выражают представления о пространстве и времени и в какой-то степени стремятся сформировать фундамент, опору для человека в окружающем мире. Поиску точек соприкосновения этих двух медиумов посвящен новый сезон фестиваля Context. Рассказываем, какие опыты легли в основу программы и через призму каких смыслов, присущих архитектуре, кураторы «пропускают» танец в этот раз.
Танец и архитектура: опыт взаимодействия
Изучением движений человеческого тела в пространстве занимались многие известные хореографы, однако наиболее экспериментальный и революционный подход к этому вопросу приписывают американскому постмодернистскому автору Трише Браун. Начиная с 1970-х годов ее практика характеризовалась непрерывными художественным исследованиями и попыткой создания оригинального языка абстрактного движения. Благодаря вкладу Браун «словарный запас» танцовщиков пополнился принципиально новыми методами, которые и сегодня кажутся впечатляющими.
Работы Триши Браун. Фото: J. Paul Getty Trust. Trisha Brown Dance Company
Работы Триши Браун. Фото: Peter Moore, Northwestern University. Trisha Brown Dance Company
Метод Триши Браун лег в основу ее многочисленных авангардных постановок. Среди них продолжительная серия Equipment Dances, в которой хореограф исследовала движение тела в контексте гравитации и городской среды. Именно это стремление, связанное с освоением новых пространств для танца, красной нитью проходит через всю ее практику. В своих экспериментах с равновесием и работой человеческого тела в нестандартных, зачастую экстремальных условиях, Браун во многом отталкивалась от учения о кинесфере. Его автор – танцовщик, педагог и создатель «экспрессивного танца» Рудольф фон Лабан – предположил, что движения происходят в пределах нескольких кинесфер разного размера. Кроме того, в этой части общего пространства материальных систем их перемещения измеряемы и происходят в определенных плоскостях.
Работы Триши Браун. Фото: Burt Barr. Trisha Brown Dance Company
Триша Браун переосмыслила эту теорию в своих знаковых перформансах Man Walking Down the Side of a Building 1970 года и Walking on the Wall 1971 года. Отправив танцовщика импровизировать на отвесной стене небоскреба в Нью-Йорке, она стремилась не поразить общественность, а освоить новое пространство для танца. Хореограф не предоставила участнику перформанса никаких инструкций: ему предстояло двигаться интуитивно и свободно, фокусируясь на собственных физических ощущениях от процесса. Таким образом Триша Браун превратила повседневный акт ходьбы в хореографию, а затем и в перформанс, в котором границы между танцем и строго отведенным для него пространством стираются.
Man Walking Down the Side of a Building, 1970. Trisha Brown Dance Company
Намерение Триши Браун состояло не в том, чтобы создать ощущение театральности, а в том, чтобы привлечь внимание к простому и естественному акту прохождения ситуации в неестественном сценарии.
Как и работа Man Walking Down the Side of a Building, перформанс Walking on the Wall (в нем Браун тоже предложила танцовщикам ходить по стене в альпинистском снаряжении, но уже в условиях закрытого помещения) посвящен изучению кинетических свойств движения тел в архитектурных объектах. Это было фокусом творческого исследования Браун вплоть до конца ее карьеры.
Архитектурные принципы в хореографии
Так что же объединяет архитектуру и искусство танца? Кураторы нового сезона фестиваля Context предлагают рассмотреть сходство этих двух направлений в том числе и с точки зрения внешней формы. Так, и движения танцовщика, и художественная практика хореографа скрывают уникальный пережитый опыт и колоссальные усилия. То же самое можно наблюдать и в архитектурной композиции, ведь значимая работа многих конструктивных элементов, таких как стены, колонны или своды, точно так же остается скрыта за внешней оболочкой здания. «Как в танце важен пережитый телесный опыт, обычно невидимый для зрителя, так и для нас в архитектуре полезна та практика, что лежит за результатом, выраженным в той или иной статичной форме», — отмечает основатель фестиваля Диана Вишнёва.
Фото: Context
Кроме того, в рамках темы 2024 года команда Context обращается к знаменитой «Триаде Витрувия» — трем постулатам архитектуры, выраженным в прочности, пользе и красоте. Именно через призму этих «законов» кураторы рассматривают каждый проект фестиваля: подобно архитектурным сооружениям, танец раскрывается сквозь его долгосрочность, художественную и социальную пользу, а также неподдельную красоту.
Мы предлагаем зрителям и авторам поменять угол наблюдения за современным танцем и найти новые точки опоры хореографии через исследование архитектурыContext. Diana Vishneva
Фото: Context
К чему приведет это неординарное исследование, поклонники современного танца узнают совсем скоро. Новый сезон фестиваля стартует 28 марта на Левашовском хлебозаводе в Санкт-Петербурге и продлится вплоть до декабря. В программе — перформанс и интерактивные инсталляции, танцевальные спектакли, насыщенная образовательная программа и, конечно, практические опыты в рамках продолжительной резиденции «Танец и архитектура». Подобно новаторскому подходу Триши Браун к хореографии, Context не изменяет своей миссии по поддержке экспериментальных форм танца: именно такой подход, в сочетании с непрерывным диалогом с профессиональным сообществом, позволяет увидеть настоящий срез танца сегодняшнего дня.
Фото на обложке: Context.