Русские промыслы: чем они живут и как развиваются
От кадомского вениза и павлопосадских платков – чем интересны традиционные русские промыслы, как они развиваются и есть ли им место в современном дизайне и моде. Рассказываем об интересных коллаборациях и вообще о том, чем живут некоторые русские ремесла.
Павлопосадские платки
Слева – платок «Всплески радости», автор рисунка – Евгения Муравьёва; справа – Вероника Русакова в съемке Елизаветы Породиной для Vogue UA, январь 2017.
Сложные узоры павлопосадских платков делают их не менее узнаваемыми, чем платки Hermès. По качеству, размерам и материалам они тоже схожи. Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году, но шерстяные шали с набивным рисунком на ней начали выпускать только спустя полвека. До 1970-х цветы и цветочные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку, сейчас, этот процесс несколько упростили, но каждый рисунок все равно создается художниками вручную. Как раньше, так и теперь, павлопосадские платки можно встретить в том числе на страницах модных изданий, например, Vogue. В прошлом году, специально к мундиалю, магазин Aizel запустил коллаборацию более чем с 20 дизайнерами. В проекте приняли участие традиционные российские промыслы, в том числе павлопосадские платки.
Оренбургский пуховый платок
Valentin Yudashkin и Фабрика Оренбургских пуховых платков.
Производству тончайших пуховых платков – больше 250 лет, Европа узнала о них в 1862 году, после выставки в Лондоне. Особенность платка – очень тонкий пух оренбургских коз, из которого плетется невесомое ажурное кружево. Проверить платок на подлинность можно, протянув его через колечко. К древнему промыслу обращаются некоторые современные модельеры, в том числе Валентин Юдашкин. Шелковое пальто, покрытое паутинкой, он презентовал еще в 1996 году в Париже, а два года назад выпустил – вместе с Фабрикой Оренбургских пуховых платков – новую коллекцию платьев, свитшотов и топов из белой пряжи.
Крестецкая строчка
Слева – платье с крестецкой строчкой из коллекции Александры Георгиевой; справа – скатерть с крестецкой строчкой.
Крестецкая строчка – вид русского шитья, сквозной вышивки. Промысел развивался с 1860-х годов в Крестецком уезде, в СССР крестецкая строчка тоже была популярна, и скатерти со сдержанно-аристократичной, но выразительной вышивкой были едва ли не в каждом доме. В 2015 году, узнав, что фабрика «Крестецкая строчка» в Новгородской области обанкротилась, бизнесмен Антон Георгиев и его жена-дизайнер Александра выкупили ее и стали идеологами возрождения знаменитого народного промысла. Прошлым летом в ЦУМе, в рамках IV «Русских сезонов», Александра Георгиева представила свою коллекцию современных платьев с ажурной крестецкой строчкой. Дизайнер отмечает, что главная ее задача – чтобы крестецкая строчка, которая узнаваема уже 150 лет, такой и осталась.
Кадомский вениз
Слева – «Светлость», Екатерина Петрова; справа – кадомский вениз.
Кадомский вениз – это нечто среднее между плетением кружева и игольчатой вышивкой белым по белому. Промысел зародился при Петре I – государь повелел боярам носить одежду, отделанную венецианскими кружевами. Он даже кружевниц привез с собой, чтобы те обучили ремеслу монахинь Кадомского монастыря. Процесс работы над венизом совсем на такой, как плетение кружевов на коклюшках, поэтому узоры получаются совершенно особенными. Из современных российских дизайнеров с кадомским венизом работает Екатерина Петрова – прошлым летом она представила совместную коллекцию «Светлость».
Жостовские подносы
Слева – показ SERGEY SYSOEV, весна-лето 2019; справа – жостовский поднос.
История жостовских подносов началась в XVIII веке, когда бывший крепостной открыл в маленькой подмосковной деревне Жостово свою мастерскую. Помимо подносов он делал шкатулки, табакерки и прочие лакированные вещицы, но не из металла, а из папье-маше – только через 30 подносы стали металлическими. В современном Жостово до сих пор работает фабрика, где каждый поднос расписывают вручную – по традиции яркими букетами роз, тюльпанов и георгинов. На днях российский модельер Сергей Сысоев представил свою коллекцию подносов, выпущенную совместно с фабрикой «Жостово». Он не стал отказываться от привычных узоров, но заменил яркие цвета на более монохромные.
Гжель
Слева – кувшин Сергея Сысоева для «Гжельского фарфорового завода»; справа – традиционная расписанная вручную ваза «Валентина».
Гжельский фарфоровый завод – один из самых смелых в плане коллабораций. В сотрудничестве с модными дизайнерами организация видит способ осовременить традиционную гжель, сделать ее актуальной и интересной не только для людей старшего поколения, но и для представителей современной элиты. Сначала коллекцию посуды для гжели сделала Диана Балашова – это был первый для завода опыт сотрудничества с современным дизайнером. Балашова не стала предлагать что-то слишком острое и категоричное и сделала серию блюд «Астрахань», украшенных осетрами. В прошлом году коллаборацией с Гжельским фарфоровым заводом отметился Сергей Сысоев. Он сделал коллекцию фарфора с традиционными мотивами: розами, зигзагами и пшеничным колосом. К традиционному голубому модельер добавил золото.