Flexform: от экспериментального дизайна к концепции сдержанной роскоши
История Flexform берет начало на семейной фабрике в Брианца, в Северной Италии, — регионе, где с начала 1900-х годов под влиянием многих местных мастеров, краснодеревщиков и кожевников, зарождался бренд под названием «сделано в Италии». Ремесленную мастерскую Flexform di Galimberti открыли в 1959 году братья Галимберти. Италия оправлялась от последствий войны, и скоро дело пошло в гору: диваны и кресла Галимберти обосновались в миланских виллах, поместьях на озере Комо и даже в фойе театра Ла Скала.
Когда в 1967 году управление мастерской перешло к детям братьев, они расширили ее до полноценного промышленного предприятия Flexform SpA и, что не менее важно, заложили основу для сотрудничества с ведущими дизайнерами того времени. Так, под маркой Flexform в 1969 году вышло знаменитое кресло Tube неофутуриста Джо Коломбо. Это была настоящая революция. Все четыре составляющие кресло цилиндра вставлялись один в другой, что делало транспортировку феноменально легкой. Фабрика даже продавала кресло в специальной упаковке — в брезентовом чехле-торбе, — так что его можно было буквально забрать с полки магазина. Ничего подобного на рынке тогда не было.
Flexform выпускала Tube до 1976 года, а через 40 лет, в 2016 году кресло возродилось под брендом Cappellini — к оригинальному черному цвету добавились белый, бирюзовый, желтый и ярко-оранжевый оттенки.
Еще один дизайнер, отметившийся сотрудничеством в 1960-70-х годах с фабрикой Flexform, — экспериментатор, одна из первых в мире женщин, получивших профессиональное архитектурное образование, Чини Боэри. Она придумала математически точное и лиричное одновременно кресло Maxi.
Колесики делали кресло Maxi непривычно мобильным — это было начало новой эры. Модель выходила под брендом Flexform в 1970-х годах, но больше не производится.
Но самое плодотворное сотрудничество случилось у Flexform с молодым архитектором Антонио Читтерио — он трудился на благо фабрики больше сорока лет и во многом определил дальнейшее развитие бренда. Так, в 1970-х годах Flexform отказался от воспроизведения старого дизайна и сконцентрировался на оригинальном и современном. В разные годы Читтерио придумал для марки немало предметов, например, кресло ABC с подлокотниками из металлических трубок и низким, обитым кожей, сиденьем.
Особенность конструкции кресла ABC (1996) — в подлокотниках, которые, сдвигаясь назад, позволяют откинуть спинку кресла, казалось бы, надежно зажатую металлической рамой.
Один из недавних предметов Антонио Читтерио для Flexform — «архитектурный» стол Soffio. Плоские металлические ножки поддерживают мраморную столешницу. Форма бумеранга задает определенную динамику, импульс.
Визуальную легкость столу Soffio (2015) придают блестящие ножки из хромированного металла — кажется, будто он парит в воздухе.
Эстетический язык компании лучше всего выражает концепция сдержанной роскоши. Сбалансированные пропорции, лаконичные, не перегруженные смыслами, формы, выразительные, но не кричащие материалы и нейтральные тона: слоновая кость, песок и шампанское. Основной продукт компании — диваны (красивый диван может улучшить качество жизни, уверены в Flexform). В мире их узнают по исключительно мягким подушкам. Эти подушки набивают гусином пухом с сертификатом Assopiuma, Gold Label. Это значит, что он, во-первых, очень качественный, а во-вторых, поступает от птиц, которых используют в качестве пищи, а не исключительно ради пуха.
Бестселлер Flexform — диван Антонио Читтерио Groundpiece. Низкий и непривычно глубокий, он, во-первых, очень комфортный, а во-вторых, отвечает потребностям современного пользователя. В подлокотник встроена консоль, которую можно использовать как подставку для ноутбука.
В прошлом году компания представила новую коллекцию. В нее вошли секционный диван Campiello, кресло с круглым мягким сиденьем Leda, стул Hera, журнальный столик Ascanio Occasional и кровать с мягким изголовьем Adda. Наряду с привычными светлыми оттенками Flexform представила более сложные и глубокие: от холодных изумруда и аквамарина до теплых лилового и цвета баклажана.
Секционный диван Campiello, как и вся коллекция Flexform 2018 года, был вдохновлен темой «хорошего дизайна» и разработан с акцентом на функциональность и удобство пользователя.
В 1961 группа энтузиастов из все того же Брианца основали миланскую мебельную выставку Salone del Mobile, и компания Flexform была среди них. С тех пор она остается одной из 20 итальянских брендов, которые не пропустили ни одного издания салона с самого момента его рождения. Над выставочными стендами компании в разное время колдовали Антонио Читтерио и Акилле Кастильоне — выразительные и убедительные, они транслируют направление, которого неизменно придерживается Flexform: утонченная легкость, которая не выходит из моды.