Музей как объект дизайна: проект Алессандро Мендини в Гронингене
Гронингенский музей – возможно не самый известный в Нидерландах, но уж точно один из самых впечатляющих. Открытый в 1994 году, он был задуман как здание-достопримечательность и мгновенно стал не только украшением провинциального Гронингена, но и большим событием в мире дизайна и актуального искусства.
Исторически музей был основан в 1894 году, а спустя сто лет здание, в котором он располагается, решили перестроить. Жители города новою постройку приняли не сразу – слишком новаторская. Боялись, что новое здание испортит городской ландшафт, и никто не захочет жить поблизости.
Возведенное на искусственном острове в канале Вербиндингс и в двух шагах от железнодорожной станции (они соединены мостом), монументальное здание музея – идеальный образец архитектуры постмодернизма. За реализацию проекта отвечал «мастер цвета», архитектор Алессандро Мендини. Он придумал превратить музей в уникальный, скорее дизайнерский, нежели архитектурный, проект и пригласил к сотрудничеству Филиппа Старка, австрийское бюро Coop Himmelb(l)au и итальянца Этторе Соттсасса – каждый занимался проектированием своей части здания. Филипп Старк разработал проект серебристого здания, которое по форме напоминает цилиндр, Алессандро Мендини сконструировал желтую прямоугольную башню, а архитекторы из Австрии дополнили комплекс голубым павильоном в стиле деконструктивизма.
В 2010 году интерьеры музея были обновлены. Команду дизайнеров и архитекторов, работающих над проектом, пополнили Маартен Баас, Studio Job и Хайме Айон.
Проект Маартена Бааса – расположенный на территории музея ресторан Mendini. В интерьер умело внедрена авторская мебель дизайнера из коллекции Clay – стулья из промышленной глины с металлическим каркасом. Специально для ресторана Баас расширил коллекцию уникальных предметов, каждый из которых был изготовлен вручную. Интересно, что несколькими годами ранее дизайнерская мебель Бааса (правда, из другой коллекции) выставлялась в стенах Гронингенского музея в качестве экспонатов.
Studio Job поработала над вестибюлем музея. Получился, своего рода, музей в музее. Вдохновленный интерьерами закрытых клубов конца XIX века, дизайн умело сочетает в себе предметы с намеком на аристократизм (будь то фонтан из литой бронзы или светильники из муранского стекла), обыгранные в стиле постмодернизма: светильники имеют формы женской груди, фонтан представляет собой ведро, вода в которое поступает из огромного крана, на резной деревянной витрине выгравированы скелеты, а «готические» стулья напечатаны из пластика. Этот симбиоз старого и нового, серьезного и иронического превратил вестибюль в еще один выставочный зал, каждый экспонат которого представляет собой предмет современного искусства.
Испанец Хайме Айон разработал для Гронингенского музея впечатляющий медиа-центр. Компьютеры он расположил под специальными «капюшонами», интегрированными в столы, пол сделал мраморным и украсил пространство собственными керамическими вазами, расставленными в витринах и на постаментах. Получилась, своего рода, персональная выставка, на которую не нужно покупать билет.
В 2016 году Хайме Aйон продолжил улучшать интерьеры музея и стал автором проекта творческой лаборатории Family Lab. здесь проходят мастер-классы для детей, презентации, лекции и приемы. выкрасив стены в розовый, дизайнер добавил в интерьер улыбающиеся табуреты, столы и «вокзальные» светильники в духе ар-нуво и межкомнатную ширму, узор которой повторяет ажурный рисунок декоративного зеркала Face, которое дизайнер придумал специально для своей ретроспективной выставки в Израиле. Сквозь перегородку хорошо просматривается медиа-центр, что позволяет воспринимать оба пространства одновременно.
В коллекцию музея входит собрание актуальной современной живописи, коллекция фарфора и азиатского искусства. Выдающиеся временные экспозиции сделали его одним из лучших музеев Нидерландов.