Дом из стекла: как блестящие фасады изменили архитектуру
Модернизм наделил архитектуру прозрачными фасадами, которые видно насквозь. Стекло стало материалом, который завоевал всю плоскость фасада, оставляя видимым лишь стальной или бетонный каркас. Пока идея была в новинку, дома-витрины вызывали изумление, восхищали и интриговали, но очень скоро засилье бетонных коробок и стеклянных башен начало вызывать раздражение даже у тех, кто когда-то приложил к их строительству руку. Пришло время снова переосмыслить фасады.
Слева – проект небоскреба Glass Skyscaper в Берлине, Мис ван дер Роэ;
справа – башня Бурдж-Халифа в Дубае, SOM
Возводить общественные здания с фасадами из блестящего и цветного стекла принялись уже в начале XX века. Произошло это во многом благодаря немецкому визионеру Паулю Шеербарту и немецкому архитектору Бруно Тауту. В 1914 году Шеербарт выпускает трактат по архитектуре из стекла «Стеклянная архитектура», – его идеи так впечатляют Бруно Таута, что в 1914 году на кёльнской выставке Веркбунда он возводит так называемый «Стеклянный павильон», постройку с куполом из разноцветного стекла. Мис ван дер Роэ берет прием на вооружение и представляет в 1921 году проект небоскреба Glass Skyscaper в Берлине – вместо традиционной прямоугольной формы небоскреба архитектор ставит башни строения под небольшими углами друг к другу. В последствии архитектор признается в интервью, что хотел избежать таким образом монотонности городских фасадов. Вместо того, чтобы заставить весь фасад отражать свет, он придумал сделать так, чтобы свет падал на разные углы фасада, преломлялся и заставлял здание светиться подобно бриллианту. В 2009 году архитекторы SOM представят интерпретацию этой идеи в образе башни Бурдж-Халифа в Дубае.
Эльбская филармония – это огромный кристалл, выросший из кирпичного здания бывшего склада. Перед архитекторами стояла непростая задача: построить не просто концертный зал, а целый культурный комплекс, который вернул бы жизнь в некогда забытый городской район. Волнообразный стеклянный фасад – своеобразная аллюзия на движение звуковой волны – отражает искаженные проекции неба, воды и городского ландшафта. Вместо того, чтобы выступать просто зеркалом, он модифицирует изображение, привносит в него новые смыслы. В то время, как прямые солнечные лучи заставляют здание светиться подобно искусно ограненному кристаллу, а пасмурную погоду перед зрителями оказывается фасад, символизирующий движение воды в Эльбе – стоит чуть качнуть головой, как стекло «течет», «плавится».
Трансформировать изображения-отражения с помощью выпуклых стеклянных элементов на фасаде, впрочем, идея не новая. В 2003 году Herzog & de Meuron применили тот же принцип при строительстве эксклюзивного бутика Prada Epicenter в Токио. Фасад здания сложен из ромбов, плоских и выпуклых. Вторые играют роль деформирующей изображения линзы, которая визуально усложняет стеклянный корпус, делает его более интересным.
Прозрачные стеклянные фасады хороши еще и тем, что выступают своеобразной обзорной площадкой для тех, кто внутри здания, но если речь идет о концертном зале или музейном пространстве, такая прозрачность может быть лишней. Вот почему для проектирования впечатляющих фасадов архитекторы начали использовать и другие отражающие поверхности. Так, Фрэнк Гери для проекта Музея Гуггенхайма в Бильбао в 1997 году использовал титан, легкий и прочный металл серебристо-белого цвета. Необыкновенная форма здания сделала его похожим на невероятный космический корабль. О ней стали говорить как о главной причине «эффекта Бильбао» (музей мгновенно стал популярен и принес региону небывалую известность), кажется, если бы не блестящий титан, все было бы по-другому. Отражения, которые меняются с каждым движением облаков, добавили зданию динамики, заставили его «играть» на ветру. Не случайно, критик New York Times Герберт Машамп назвал новый музей «реинкарнацией Мэрилин Монро».
Образ музея перенял возведенный в 2003 году в Лос-Анджелесе Концертный зал Уолта Диснея.
Чтобы усилить блеск титана, архитектор Поль Андрё покрыл монументальный купол Большого национального театра в Пекине металлической чешуей. Это, с одной стороны, отсылка к образу дракона (одного из символов Поднебесной), а с другой, способ превратить фасад в виртуозный отражатель воды – театр не случайно окружен искусственным водоемом. Архитекторы Future Systems пошли еще дальше – они «завернули» здание универмага Selfridges & Co в Бирмингеме в кольчугу из 16 000 анодированных алюминиевых дисков. результат не заставил себя долго ждать: на универмаге нет даже таблички с названием – все здание в целом уже само по себе узнаваемый товарный знак.
Архитектура – одна из самых интересных отраслей искусства, поскольку подразумевает множество вариаций на заданную тему. Материал и форма здесь первичны и порождают немыслимую вариативность сочетаний – кажется, скучными новые городские здания точно не будут. Мы перешли на новый уровень: колонны и узорную лепнину заменили лаконичные фасады, пригодные для проекций, а сказать спасибо за это мы должны модернистам: именно с них все и началось.
Фото на обложке – Максим Шульц.