Современные ремесла: 9 финалистов премии LOEWE Craft Prize
В феврале объявили 29 финалистов премии для ремесленников LOEWE Craft Prize, а 26 июня – 22 июля в Токио пройдет выставка, где покажут работы этих выдающихся мастеров, балансирующих на границе между ремеслом, дизайном и современным искусством. Рассказываем о предметах девяти из них – по одному на каждую номинацию, – и, конечно, о самом конкурсе.
В 1988 году Энрике Лоу Линч, владелец компании LOEWE в четвертом поколении основал частный культурный фонд LOEWE Foundation. История LOEWE начиналась в 1846 с небольшой кожевенной мастерской, потом были коллекции модной одежды для мужчин и женщин и только 1972 бренд выпустил первый аромат – сейчас LOEWE ассоциируется, в первую очередь, с парфюмом. Так или иначе, на протяжении всей истории компании главным было ремесло. Миссия LOEWE Foundation (сейчас у руля стоит Шейла Лоу, дочь Энрике) – содействовать развитию творчества с помощью образовательных программ и охраны наследия в области поэзии, танца, фотографии, искусства и ремесел. В 2002 году фонд наградили Золотой медалью за заслуги в изобразительном искусстве, высшей наградой правительства Испании. А в 2016 году LOEWE Foundation учредил специальную ежегодную премию LOEWE Craft Prize – организаторы призывают признать важность ремесла в современной культуре и мастеров, чей талант и видение, фактически, устанавливают стандарт на будущее. «Воображение и техническое мастерство конкурсантов, – говорит креативный директор LOEWE Джонатан Андерсон, – свидетельствуют о решающей роли ремесленников в продолжающемся строительстве культурного наследия».
Подача заявок на участие в LOEWE Craft Prize 2019 откроется в июне, финалисты конкурса примут участие в выставке в Токио, один победитель получит 50 000 евро. Участникам должно быть больше 18 лет и они должны работать в области прикладного искусства, будь то керамика, переплетное дело, эмалирование, ювелирное мастерство, работа с лаком, металлом, деревом, кожей, текстилем, стеклом или бумагой. Разумеется, работа должна быть уникальной, не тиражной.
Девять финалистов премии для ремесленников LOEWE Craft Prize
Керамика
Ваза Акико Хирари (Великобритания) сделана из керамогранита, фарфора, ясеня и белой глазури. Получился выразительный и энергичный предмет, сделанный с большим уважением к традициям, но не лишенный глубоко личного переосмысления старых технологий.
Металл
Скульптура из кованой стали Юнко Мори (Великобритания) кажется живой. Виной всему – огромное внимание к деталям и часы кропотливой работы. Мори сделал ее из тысячи стальных компонентов, собранных в определенной последовательности, которой, впрочем, не чужды случайность и творческий подход – в результате фигура как будто мутировала от маленького объекта до большого, полного живой энергии.
Текстиль
«Невесомое» платье Минхи Ким (Южная Корея) соткано из единой нити. Этот призрачно-хрупкий предмет – женская одежда для похорон и символизирует, как можно догадаться, хрупкость жизни.
Бумага
Собранные из бумаги корзины Юнгсун Ли (Южная Корея) напоминают сосуды, которые в Корее используют для сбора креветок, но именно в способе отображения их форма становится неотразимой: художница складывает их друг на друга, как будто возводит собственную версию «бесконечной» колонны Бранкузи. Бедность материала и цвета противостоит масштабу произведения – работа приобретает более глубокий смысл.
Лак
Используя традиционную японскую технику лакирования, уруши, Масанори Нисикава (Япония) развивает древнюю технику до максимума и создает современную работу, актуальную в контексте времени.
Стекло
Сделанная из выдувного стекла ваза Сати Фудзикаке (Япония) балансирует на грани разрушения, тем самым бросая вызов легкому прикосновению. Название работы – Vestige, то есть «остаток», «рудимент» – явно ссылается на эту технику. Жюри, говорят, что художница буквально «вдохнула новую жизнь в привычный материал».
Ювелирные изделия
Используя язык минимализма, Рюдт Петерс (Нидерланды) задает фундаментальные вопросы о трансформации, размышляет, откуда мы пришли и как мы живем. Работы сделаны из серебра и янтаря и представляют собой не просто ювелирные украшения, но носимые скульптуры, которые проще представить в музее или галерее, нежели в контексте человеческого тела.
Дерево
Используя традиционные методы, Джон Эрик Байерс (США) отдает дань наследию американских производителей мебели, но создает работы, которые по своей форме решительно современны. Резной стол Reveal Table сделан из черного клена.
Прочее
Итальянка Джованни Корвая сделал свою эфемерную чашу из 18-каратного золота. Она разработала необычный процесс, с помощью которого смогла трансформировать золото в тонкие волоски, а затем «сплела» из них подобие чаши. Здесь есть не только связь науки и ремесел, но и чувство тайны – как будто идеи алхимиков столкнулись с передовыми технологиями.