«Белый лес»: лэнд-арт в Парке Малевича, который можно увидеть прямо сейчас
На этой неделе в Парке Малевича в Одинцово открылся групповой лэнд-арт проект — российские художники создали три работы, которые можно увидеть в заснеженном лесу до 1 марта. Рассказываем о дебютной экспозиции в рамках серии проектов «Белый лес» и о символической связи современного искусства с окружающей средой.
Парк Малевича, открывшийся в 2021 году, наполнен художественными отсылками: место сохранило память о местах, которые посещал Казимир Малевич, а теперь стало площадкой для демонстрации современного искусства. До конца зимы все гости живописного парка смогут увидеть и потрогать произведения, созданные для дебютной экспозиции нового лэнд-арт проекта «Белый лес». Инициатива, реализованная Министерством культуры Московской области и галереей JART, демонстрирует синтез современного искусства и окружающей среды, в котором работы экспонируются как в галерейном, так и в общественном пространствах.
Для группового проекта свои работы подготовили художники Григорий Орехов и Алексей Лука, а также арт-группа «Художественное уединение», состоящая из группы «Обледенение архитекторов», дуэта «ЕлиКука», Ирины Кориной и Ольги Петруненко. Произведения расположены в разных частях парка и дополняют аскетичную архитектуру места с его различными геометрическими формами – квадратами, кругами и треугольниками – и зеркальными поверхностями.
Направление лэнд-арта в нашей стране представлено эпизодически. Да и сам лэнд-арт стал многообразней в своих формах: это не только работа с натуральными материалами, свойственными ландшафту, но и поиск совмещений и противоречий с новыми технологическими материалами и процессами в обществе. Два года назад мы представили зрителям инсталляцию на открытом воздухе, выполненную художником-архитектором, лауреатом престижных театральных премий Эмилем Капелюшем перед главным входом в музей «Новый Иерусалим». Это был интересный яркий опыт, поэтому мы решились на новый эксперимент в Парке Малевича. Уверена, что наш лэнд-арт вызовет позитивные эмоции у критиков и посетителей.
Никуда / Nowhere Григорий Орехов
Фото: Иван Ерофеев
«Паблик-арт должен возникать неожиданно — там, где этого никто не ждет», — считает Григорий Орехов. Художник, который ранее создал входную скульптуру для Парка Малевича, на этот раз расстелил в снежном лесу красную ковровую дорожку. В окружении насыщенного природного пейзажа – липовой аллеи – 250-метровое полотно из полипропилена кажется бесконечным.
Работа художника отсылает прежде всего к церемониальному и символическому значению красной ковровой дорожки — проходя по ней, посетители парка могут почувствовать власть, силу, значимость. Однако, по словам автора, стремление к славе, богатству и признанию в конечном итоге приводит человека «в никуда».
Еще одна интерпретация работы «Никуда» — это вопрос: где проходит запретная линия, которую нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах? Об этом Орехов призывает подумать каждого зрителя, а также приглашает напрямую взаимодействовать с работой и пересечь красную черту в буквальном смысле.
Фото: Никита Субботин
О дополнительном смысле работы пишет критик Михаил Сидлин: «Здесь перспектива становится выразительным средством художника. Новую инсталляцию Григория Орехова можно сравнить с работами Эрика Булатова, но реализована она не на живописной плоскости, а в парке Казимира Малевича, что придает произведению дополнительный смысл — уход автора в геометрическую абстракцию при сохранении в целости исходной реальности. Прямоугольник в перспективе становится треугольником, вмонтированным в саму природу, которая и является здесь основой, холстом».
Точка опоры Алексей Лука
Фото: Иван Ерофеев
Отправной точкой для работы Алексея Луки «Точка опоры» стал образ старого фундамента. Инсталляция создана как из найденных художником материалов, которые отсылают к старым зданиям, так и из новых элементов. Яркая композиция из деревянных фигур — это также объемный ассамбляж, который гармонично вписывается в окружающую среду и дополняет структуру леса.
«Точка опоры», для создания которой художник опирался на свое архитектурное образование и собственные исследования фактуры и геометрии пространств, приглашает гостей парка к размышлению. Это природа поглощает старые памятники и руины или, наоборот, они поглощают ее? Может ли этот процесс создать органичное единое целое?
Портреты деревьев Художественное уединение
Фото: Иван Ерофеев
Группа «Обледенение архитекторов», в составе которой Алексей Кононенко и Илья Вознесенский, дуэт «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров), а также Ирина Корина и Ольга Петруненко продолжили тему акций на пленэрах.
Ростовые портреты деревьев — это монументальный живописный проект, изначально выполненный в лесу курорта Пирогово для события галереи JART «Ча Ща. Выставка в лесах». Теперь два шестиметровых холста с изображением елей, сосен и коряг трансформируют пространство заснеженного Парка Малевича в белые футуристические выставочные залы.
Фото: Иван Ерофеев
Фото: Park Malevicha
На обложке: работа Григория Орехова «Никуда» / Nowhere. Фото: Константин Антипин.