Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом музейного искусства
Представить, что стрит-арт окажется в музейных стенах, еще пятнадцать лет назад было невозможно: картины на стенах не то, что не были искусством, они были вне закона. Сегодня ситуация изменилась, и те, кто еще совсем недавно скрывал свое лицо маской, теперь выступает перед публикой – рассказывает новичкам о поиске оригинального стиля и продвижении себя как бренда.
Британский еженедельник The Economist справедливо возлагает ответственность за изменение статуса стрит-арта на Бэнкси, чьи остро-социальные работы стали появляться в начале 2000-х и вызвали волну интереса к уличному искусству в целом. Сегодня полотна так и не открывшего своего лица художника выставляют на аукционах наравне с Уорхоллом, а на городских стенах прикрывают их защитной пленкой для сохранности.
Первые организованные выставки и фестивали стрит-арта появились как раз на этой волне – художники потянулись друг другу, многие были вдохновлены перспективой получить общественное признание и поделиться опытом с другими. С другой стороны, нашлись и противники «социализации» стрит-арта, уверенные в том, что уличное искусство должно оставаться на улицах, и любая попытка загнать его в музейные стены – это ограничение и значит, шарлатанство. Они не стремятся увековечить свое имя и не персонифицируют свои произведения: смысл ведь как раз в том, что сегодня на стене один рисунок, а завтра – уже другой. И все же, фестивали уличного искусства нужны, как минимум, зрителю: где еще он сможет увидеть работы художников со всей страны или даже мира, собранными в одном месте? С другой стороны, для художника это, в первую очередь, хороший способ вступить в диалог с новой, более подготовленной аудиторией. Чтобы разобраться в вопросе, мы поговорили с уличными артистами, организаторами таких фестивалей.
Стрит-арт – это то, что происходит на улице, это субкультурное движение. Это общественное искусство, находящееся в общедоступном пространстве, в пространстве городской эко-системы. Художники, которые работают с городский пространством, этим пространством не ограничены, они не перестают быть стрит-арт художниками, если занимаются творчеством на других носителях. Человек, которых входит в городское пространство, делает это для того, чтобы найти новую аудиторию со свежим взглядом, ту, с которой он не сталкивался раньше. П в галерейное пространство, он делает этот шаг для поиска новой аудитории, потому что на улице зритель пассивный – он просто смотрит, но диалога с ним нет. В галереях же чаще встречается подготовленная аудитория, знакомая с историей искусств. Когда стрит-арт-художник попадает в такое пространство, он не перестает быть художником, но ищет новые способы преподнести свое творчество. Обычно этот феномен называют пост-граффити.
Один из самых заметных проектов, выступающих за социализацию уличного искусства, – гастролирующая по городам России выставка Time For Art. За последние пару лет она прошла во многих городах России и ближнего зарубежья, от Краснодара до Минска, а недавно работы уличных художников презентовали в горной арт-резиденции Flacon1170 в Сочи. «Основная цель проекта – не только познакомить молодых и талантливых художников с состоявшимися профессионалами, но и показать, что Россия по развитию стрит-арта не уступает Европе и Америке», – говорит Елизавета Хлебникова, менеджер выставки в пространстве Flacon 1170. Она отмечает, что с момента создания проекта сформировался определенный «костяк» художников, многие из которых уже хорошо известны в стрит-арт кругах, а другие только начинают свой путь. Именно благодаря их инициативам проводят лекции об истории и развитии современного стрит-арта.
Художники-участники проекта выразили свое отношение к выставке вполне однозначно. Стрит-артист под ником MADOG уверен, Time For Art это отличная возможность познакомить людей с граффити-искусством: «Уличное искусство проникает в массы, и людям хочется видеть его не только только на улицах, но и в более привычной для искусства обстановке, в том числе в стенах выставочного пространства». Степа Барнев, уличный художник, работающий под ником Nik Vikond, еще один участник Time For Art соглашается: «Time For Art – это проект, который объединил под одной крышей очень разносторонних и необычных граффити-художников. Все они видят искусство совершенно по-разному, и зрителю будет очень интересно сложить из этих взглядов один общий взгляд, характерный для стрит-артистов нашего времени. Для самого художника этот проект – прекрасная возможность проявить себя, найти единомышленников и получить обратную связь».
Пока молодые уличные художники не делают разницы между творчеством на холсте и уличной стене, уже состоявшиеся – стараются сделать эту разницу своим преимуществом, отличительной особенностью и основным фактором в формировании индивидуального стиля. Стрит-артисты не меньше других хотят монетизировать свое творчество и ищут смежные сферы, в которых могли бы воплотить свои творческие идеи. Выставка в галерее с последующей продажей работ – только одна из них, но именно она, как правило, заставляет артиста задуматься о своем дальнейшем творчестве, в том числе в формате современного искусства.
Хорошо бы определиться с тем, что именно следует называть стрит-артом. Если рассматривать в этой категории любое искусство, которое происходит на улице, то оно вполне имеет право на существование и в галерее, и любом другом публичном пространстве. Да, у него будет немного другой язык, но для художника особенной разницы нет – вряд ли он будет менять свой стиль под каждое новое пространство. С другой стороны, зачастую художники выходят на улицу и рисуют на стенах то, что рисовали в художественных школах. Это не хорошо и не плохо, просто люди привыкли коммуницировать таким образом. По большому счету, тренды задают личности, которые находятся на волне, и развитие стрит-арта это во многом их личная ответственность. Перемены в статусе стрит-арт можно воспринимать двояко. С одной стороны, из-за популярности направления стало появляться больше непрофессионалов, с другой – многие хорошие художники задумались о своем дальнейшем пути и начали открывать новые виды деятельности, больше относящиеся к современному искусству в целом. Самое главное, понимать, что и эта ситуация скоро измениться и быть готовым к этим переменам.
Уличное искусство существует только в городской среде. При переносе в музей работы становятся инсталляциями или студийными произведениями уличных художников. На Западе это называется термином urban contemporary art. В выставочном зале стрит-арт теряет привязку к месту и элемент неожиданности. Из-за этого эффект от работ совсем не такой, как на улице. Тем не менее, талантливые художники успешно работают и с городским, и с закрытым пространством белого куба. Уличное искусство как глобальный феномен появилось в начале двухтысячных. С тех пор оно сильно изменилось. Фестивали стрит-арта и монументальные росписи затмили несанкционированную художественную активность в городе. Так стрит-арт начал смешиваться с паблик-артом. В ходе развития и популяризации уличного искусства у художников появилось намного больше возможностей для самореализации и творческого заработка. Конечно же, художники ощущают все эти изменения.
Популяризация уличного искусства – это не только выставки и фестивали, но и открытые лекции, мастерские и мастер-классы, ведь если стрит-арт это самое что ни на есть искусство, то почему бы не обучать ему точно так же, как живописи. Ну и что, что в руках – не кисть или карандаш, а баллончик с краской, в конце концов, истинные художники всегда искали новые формы для самовыражения (Жоан Миро, например, поджигал свои холсты – уличные артисты нередко вдохновляются его творчеством). Не удивительно, что все это способствует появлению творческих групп, которые собирают свои образовательные мастерские, одна из них – под руководством Дмитрия Aske, Анатолия Akye и Андрея Aber – открывается в Москве. Начинающим дизайнерам и художникам там собираются рассказывать о поиске своего оригинального стиля, работе с мировыми галереями и кураторами и монетизации своего творчества – словом, подход к стрит-арту будет ничуть не менее серьезный, чем к современному искусству.