Flacon1170: что представляет собой новое арт-пространство в Сочи
21 января в Сочи открывают Flacon1170 – горную резиденцию московского дизайн-завода Flacon в «Роза Хутор». Ведущий архитектор проекта, Павел Гордеев, называет проект не иначе, как моделью Москвы в миниатюре.
Это определение, конечно, очень условно и требует пояснений: точно так же, как нет единого стиля у современной Москвы, нет его и в новом сочинском пространстве. Причем эклектика в данном случае – сформированная на уровне концепции идеологическая линия проекта. «Таким образом, – поясняет архитектор, – мы хотели дать резидентам максимальную возможность самовыражения, подготовить нейтральную среду, комфортную для создания собственного уникального пространства».
В отличии от Москвы, где творческий кластер разместился в колоритном пространстве бывшего завода по производству флаконов для духов, в Сочи под новое пространство отдали бывшую Олимпийскую столовую – чисто техническое сооружение, лишенное всякого дизайна. Да, ревитализировать красивый завод со своей историей и свойственными для эпохи архитектурными решениями – это одно. А когда перед тобой стоит задача преобразовать серую коробку общей площадью 5 000 кв. метров в центр культурного притяжения – совершенно другое.
Чтобы превратить безликое здание в яркий объект городского ландшафта, было решено раскрасить фасад маскировкой Razzle Dazzle. Во время Первой мировой войны британский флот использовал это изобретение художника Нормана Уилкинсона для защиты кораблей от немецких торпед. Необходимый эффект был получен: в короткие сроки и малыми силами архитекторам удалось визуально «сломать» имеющуюся форму здания и изменить ее до неузнаваемости. На достигнутом решили не останавливаться и «оживили» контрастный рисунок с помощью видеомаппинга. Пространство превратилось в сюрреалистический портал, который планируют «открывать» по особым случаям.
У Flacon1170 три этажа: на первом – зона фудкорта, на втором – ритейл, на третьем – выставочное и ивент-пространство. Создатели проекта в шутку называют такое расположение пирамидой Маслоу.
Мебель внутри – сборная солянка. Что-то осталось от столовой, что-то было заказано у сторонних поставщиков, что-то изготавливалось прямо на месте. Все это, по словам архитектора, то, что можно назвать «культом простых потребительских радостей». Он поясняет: «Можно прийти на любой завод, и если там тепло и сухо, достаточно положить ковер, поставить пару удобных кресел и разлить посетителям по бокалам их любимые напитки; приятная музыка на фон, и – готово».
Мой главный интерес был в том, чтобы сделать актуальный культурный центр из ничего. На любой завод ты приходишь, как в храм: монументальная архитектура вызывает восторг и трепет, даже если ты этого не осознаешь. В Сочи ничего такого не было, только коробка из сэндвич-панелей, но именно это – шанс показать, что Falcon1170 может спокойно обойтись и без кирпичных сводов, и без интересной истории. Конечно, были и сложности, как правило, вызванные физическим расположением пространства. Катить по серпантину фуру, нагруженную стройматериалами, это совсем не то же, самое, что заказать доставку в крупном городе с незамысловатым ландшафтом. Усложнили работу и начавшиеся зимой снегопады – местные жители уверяют, что таких сильных снегопадов не было уже 25 лет.