По следам Paris Déco Off 2024: парижский салон глазами Ирины Боковой
Прошедшие в январе выставки дизайна и декора Maison&Objet и Paris Déco Off традиционно запустили годовой марафон профессиональных событий индустрии, неизменно порадовав гостей яркими новинками и обозначив важные тренды. По просьбе Design Mate основательница Bureau Irina Bokova, амбассадор французских мастерских и ремесел Ирина Бокова поделилась своими впечатлениями от посещения салона и ключевыми тенденциями высокого мастерства, а заодно вспомнила историю создания и эволюцию двух значимых событий парижской дизайн-сцены.
Ирина Боковаосновательница Bureau Irina Bokova
Эволюция Maison&Objet
Выставка Maison&Objet связана для меня с очень теплыми и хорошими воспоминаниями. Это был первый грандиозный международный салон, на котором я работала и принимала клиентов как представитель и агент французских фабрик и производств. Несмотря на смену деятельности, я регулярно посещала это важное для индустрии событие: наша с ним совместная история длится уже больше 15 лет, поэтому я знаю его энергетику и слежу за его эволюцией.
В те далекие годы Maison&Objet был интересной платформой для открытия новых талантливых имен. Изначально организаторы делали акцент на французских предприятиях и авторах, и именно с этим аспектом деятельности салона я знакома лучше всего. Французским производителям отводилась большая часть выставочных пространств, французы старались выделиться и для этого создавали невероятные, привлекающие своей сценографией и качеством экспонатов стенды. В это время большие бренды модной индустрии, такие как Kenzo, делали первые шаги на рынке интерьерного дизайна.
Важным открытием для моей последующей карьеры стало знакомство с представителями профессий декоративно-прикладных искусств. Для того чтобы объяснить качество и отличие своей продукции от серийных промышленных производств, предприятия устраивали на стендах демонстрации ремесел. Надо принять во внимание закрытость и секретность многих ремесленных предприятий, которые неохотно принимают посетителей не в самых комфортных обстановках своих мастерских.
Maison&Objet давал возможность увидеть эти производства изнутри и осознать сложность и кропотливость ручного труда.
Фото: Maison&Objet
К сожалению, со временем атмосфера парижской выставки стала меняться, французские предприятия постепенно вытеснили в дальние павильоны, раскидали их по разным площадкам и сделали посещение разрастающейся ярмарки более сложным и утомительным. А, главное, постепенно снизилось качество стендов и интерес представляемых на них коллекций. Выросла стоимость аренды стендов, что существенно усложнило доступ к событию для маленьких и средних предприятий. Наступило время больших сетевых игроков и существенных бюджетов. Дух салона изменился, и он потерял свою привлекательность как площадка для новых молодых талантов.
Истоки и итоги Paris Déco Off
В противовес этой негативной тенденции родилась инициатива проведения салона Paris Déco Off в центре Парижа. Сначала все происходило в шоурумах производителей отделочных тканей, но постепенно к ним присоединились другие игроки рынка, и таким образом возник полноценный дизайн-маршрут в центре Парижа.
В первые годы Paris Déco Off был довольно камерным событием. Его организаторы с трудом привлекали посетителей, привыкших к концентрации предприятий и товаров в одном выставочном пространстве. Участники движения проявили упорство и находчивость, событие набирало популярность и со временем стало центром притяжения для элиты игроков мира интерьерного дизайна. Вновь соединились творчество, театр, светская жизнь.
Лично для меня за последние годы именно салон Paris Déco Off стал главной площадкой для встреч, интересных открытий и общения. Главное, что я отметила после поездки в Париж в этом году, — изменение общего духа события. Я почувствовала обеспокоенность предприятий снижением количества небольших, быстрых, ярких и сильных проектов. Хотя марки, работающие в сегменте люкс, сейчас очень заняты на престижных проектах и не могут жаловаться на недостаток заказов и работы. И все-таки, несмотря на такой спрос, их волнует доминирующие позиции больших клиентов, которые существенно превышают своими заказами планку безопасности в тридцать процентов, ставя производства в зависимость от одного большого заказчика. Со стороны моих собеседников чувствовался страх от этой зависимости и возможных драматических последствий такой доминанты в заказах. Они жаждут относительно небольших, ярких, душевных проектов и искренне хотят сотрудничать.
Ставшую слишком насыщенной программу Paris Déco Off невозможно охватить за столь короткое время, да и не стоит. Приходится расставлять приоритеты и выбирать лишь самое необходимое из довольно соблазнительного разнообразия участников.
Фото: Ирина Бокова
Прежде всего я встречаюсь с теми производствами, где уже размещены или планируется размещение заказов на идущие и готовящиеся проекты. Конечно, мы очень успешно общаемся дистанционно и все освоили разнообразные инструменты для эффективной работы, но ничто не заменяет личного общения, особенно когда речь идет о креативных вопросах. Вторыми в моем списке приоритетов идут производства, за чьей деятельностью я внимательно слежу. Возможно, я не являюсь их клиентом, но их работа мне интересна, она подпитывает мое вдохновение и дает новые творческие идеи. Я внимательно слежу за тенденциями, стараюсь их проанализировать и понять, что нас ожидает в будущих коллекциях. И, наконец, я всегда ищу новые имена, пополняю свою коллекцию новыми встречами и талантами. Я довольно давно работаю в этой индустрии и мне интересно наблюдать за эволюцией производств, видеть рост тех предприятий и людей, которых я когда-то выявила.
Фото: Ирина Бокова
Ключевые тенденции
Говоря о тенденциях этого года, я бы отметила прежде всего господство текстуры и фактуры над формой. Я не заметила новых форм в представленных коллекциях, однако мое внимание привлекло разнообразие и смелость фактур и текстур, смешение материалов и техник.
Фото: Ирина Бокова
Отмечу также некоторые материалы, которые в последние годы заметно выросли в популярности и теперь используются повсеместно. Среди них солома и маркетри из этого, казалось бы, обыденного и не совсем благородного сырья. Солома больше не удивляет как материал — наоборот, удивляет ее применение, обработка, соединение с другими материалами и получаемый эффект. Кроме того, теперь мы все чаще видим маркетри из перьев и соломы, перья используются в дизайне мебели и масштабных элементах декора. То, что ранее использовалось для миниатюрных предметов и деликатных вкраплений, стало масштабным, занимает существенные поверхности.
Не изменилась сложность труда, зато изменилась способность создавать грандиозные предметы, видеть все в большом размере, используя микроскопические детали.
Фото: Ирина Бокова
Кстати, масштабность и большой объем предметов — это также новый тренд. Удивляет размер объектов, явно предназначенных для больших площадей и, к тому же, для обозрения со всех сторон. Больше не предполагается, что они должны стоять вдоль стен. Спинка кресла имеет такое же визуальное значение, как его сиденье, и представляет столь же сложную декоративную работу.
Если говорить о цветовой гамме, я бы отметила доминирующие теплые оттенки. В качестве цвета сезона я выделю благородное королевское золото — не дешево блестящий металл, а его благородный цвет, приглушенный. Сатинированное, матовое, состаренное золото. Я всегда обращаю внимание на металл, и с этим материалом также происходит эволюция. Так, оттенки состаренной бронзы и холодные оттенки металла в отделке никелем сменяются на матовый, травленый, очень насыщенный черный цвет. Это не глянец, а очень глубокий оттенок. Так и с золотом: нет место дешевому блеску.
Очень благодарна французам за особое внимание к прикладным искусствам, ремеслам, ручной работе. Во Франции заметили потребность в возобновлении кадров и сохранении традиций и знаний. Государство разработало и проводит в жизнь активную политику поддержки ремесел и декоративных искусств. Это стало трендом и перспективой для профессионального развития и для жизненного выбора.
Прикладные искусства привлекают все больше молодежи, что гарантирует их жизнеспособность.
Интересно смешение областей работы мастеров, а также тонкость границы между модой и интерьерным дизайном. Привлекает внимание разнообразие вышивки и аксессуаров, пришедших в интерьеры из моды. Пространство стало логичным продолжением моды и красоты, продолжением самовыражения личности заказчика. Приведу пример возрождаемого легендарного поезда «Восточный экспресс». Там мы видим прекрасные примеры вышивки по дереву, что свидетельствует о грандиозной внутренней свободе дизайнеров и мастеров. Кто бы раньше мог предположить, что вышивать можно почти на любых, совсем не традиционных материалах.
Объекты дизайнера Стефани Кутас. Фото: Stéphanie Coutas
Говоря об интересных открытиях этого салона, я не могу не упомянуть новую коллекцию дизайнера Стефани Кутас (Stéphanie Coutas). Я вообще люблю ее работу и внимательно слежу за ее новинками. Она импонирует мне смелостью смешения материй. Искренне восхищаюсь ее способностью сочетать несочетаемое. Например, в этом году она соединила рафию с хрусталем и кашемиром. Казалось бы, совершенно несовместимые по благородству и ценности материалы, а как прекрасно они выглядят вместе.
Фото на обложке: Sortir a Paris.