5 главных ошибок начинающих коллекционеров и как их избежать
Старт пути в коллекционировании часто оказывается волнительным: возникает ощущение, что люди из мира искусства говорят только на им понятном языке, и новички чувствуют себя неуютно в этом кругу. Более того, первые шаги нередко сопровождаются ошибками, которые могут существенно замедлить развитие коллекции и даже привести к потере средств. О том, как избежать самых распространенных промахов, не запутаться в многообразии авторов и работ и, главное, получать от процесса коллекционирования удовольствие, Design Mate рассказал основатель фонда современного искусства MaxArt Максим Агаджанов.
Максим Агаджанов основатель фонда современного искусства MaxArt, коллекционер
Ошибка 1: отсутствие четкого направления
Одна из наиболее распространенных ошибок среди тех, кто начинает коллекционировать искусство, — неспособность выбрать конкретное направление для коллекции. Часто новички начинают собирать все подряд, не осознавая, что их коллекция должна иметь уникальный характер и цель. Проще всего начать с определенных одного-двух вариантов медиумов, которые вас привлекают и вызывают интерес: графика, живопись, скульптура, стекло и другие.
Совет: определитесь с направлением, исходя из своих предпочтений и бюджета. Начать развитие насмотренности и выбор первых работ можно с посещения таких площадок, как Музей современного искусства «Гараж», Дом культуры «ГЭС-2», Музей русского импрессионизма, ЦСИ Винзавод, Stella Art Foundation, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» в Москве, а также Marina Gisich Gallery, Новая Голландия, «Третье место» и Севкабель Порт в Санкт-Петербурге. Кроме того, полезно изучить работы выпускников знаковых арт-институций, таких как арт-резиденция «Выкса» и Открытые студии Винзавода.
Понять, какие арт-объекты вызывают у вас истинный интерес, также поможет посещение ярмарок современного искусства, вернисажей, выставок и других мероприятий. На них легко найти возможность для личного общения с авторами. Важно не бояться спрашивать художников об их работах, желательно избегая банальных вопросов вроде «Что здесь изображено?», а, напротив, интересоваться концепциями, смыслами, идеями, которые предшествовали созданию работ.
Дунаева Мария. Избранное. Бумага, карандаш 21 х 29. 2023. Из коллекции Максима Агаджанова
Ошибка 2: покупка дорогих или иностранных произведений без понимания контекста
Новички часто приобретают дорогостоящие работы или произведения иностранных художников, не разобравшись в контексте. Однако покупка произведений без должного понимания истории и ценности может привести к неприятным последствиям. Обычно среди коллекционеров считается дурным тоном начинать собирать коллекцию с иностранных авторов — прежде всего стоит разобраться с отечественным рынком, ведь в России он очень богат на интересные работы и темы.
Совет: начните с изучения работ местных художников. Погрузитесь в культурный контекст вашей страны или региона, прежде чем расширять коллекцию до международного уровня. Попробуйте поискать в интернете галереи и выставочные пространства в вашем регионе. Например, Воронежский центр современного искусства или, если живете в Москве, начните с галерей на Винзаводе: там можно встретить по-хорошему удивительные работы молодых авторов.
Ошибка 3: слишком сильное влияние чужого мнения
Еще одна распространенная ошибка — полагаться на советы других при первых и последующих покупках предметов искусства. На начальных этапах есть большой соблазн обратиться к друзьям, авторитетным критикам или известным галеристам за советом. В результате такого подхода в лучшем случае вы соберете коллекцию, которая не отражает вашего личного вкуса и не приносит удовольствия, а в худшем — просто запутаетесь в большом количестве субъективных мнений людей, у которых есть личный интерес в том, чтобы рекомендовать вам тех или иных художников. Отмечу, что нет ничего страшного в том, чтобы на начальных этапах ходить в галереи, обращаться к проверенным собраниям и изучать творчество разных авторов. Но при этом необходимо прислушиваться к себе и к своим ощущениям при выборе работ.
Совет: создавайте свою коллекцию самостоятельно, основываясь на собственных предпочтениях. По желанию принимайте во внимание советы специалистов, которые работают в фондах или галереях – искусствоведов и кураторов, – но делайте выбор в пользу работ, которые откликаются лично вам. Это позволит избежать разочарования и создать коллекцию, которая будет радовать долгие годы.
Алимпиев Виктор. My tiny cooper laughing star. Холст, акварельный грунт, акварель, цветные карандаши. 116х114,5. 2022. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Ошибка 4: покупка работ без проверки их качества и подлинности
Часто новички покупают работы, доверяя на слово авторам, арт-эдвайзерам или галеристам, не проверяя происхождение или качество арт-объектов. Это может привести к приобретению некачественных или даже поддельных произведений.
Совет: для того, чтобы убедиться, что перед вами подлинник действительно хорошего автора, лучше провести предварительную работу по изучению портфолио художника. Как правило, у авторов есть свой сайт, а по запросу они могут выслать портфолио или CV. При проведении анализа важно обратить внимание на то, есть ли у автора образование, принимал ли он участие в групповых выставках значимых арт-институций, были ли у него персональные выставки и, если да, то где. Даже начинающий, но хороший художник идет галерейным или выставочным путем — это важно для его карьеры и репутации.
При покупке в галереях вам обязательно должны выдать сертификат подлинности, который станет гарантией ценности объекта. Лучше избегать покупок через социальные сети, особенно у малоизвестных авторов, которые активно занимаются саморекламой. Как правило, их произведения не представляют художественной ценности.
Игорь Самолет. 1984. Я думал будет хуже; Не время умирать. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Ошибка 5: отсутствие системного подхода
Коллекционирование — это не просто покупка работ художников, а процесс, который требует системного подхода: планирования бюджета, организации хранения работ и ухода за коллекцией. Чтобы все эти элементы не напугали вас на начальном этапе коллекционирования, можно сразу сделать несколько простых вещей.
Во-первых, определиться с бюджетом. К началу формирования коллекции совсем не обязательно иметь бесконечное количество средств. Поэтому просто определитесь с тем, сколько готовы потратить на работы в определенный период времени, и начинайте выбор с галерей, ценовая политика которых совпадает с вашим бюджетом. Цены на работы в галереях не всегда находятся в открытом доступе, поэтому важно не стесняться, а приходить, звонить, спрашивать и уточнять, чтобы выбрать подходящие объекты. Важно помнить, что цены на работы и бюджет далеко не всегда играют ключевую роль в формировании качественной и по-настоящему ценной коллекции. Гораздо важнее насмотренность, которая приобретается только с практическим опытом.
Нестеров Слава. Из серии “Восемь песен”. Фанера, акрил. 120х80, 2021. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt
Во-вторых, создать место для хранения. Проще всего хранить графику — обычно для этого достаточно купить специальную папку в любом художественном магазине. Поэтому если вы пока не готовы уделять много времени и сил уходу за коллекцией, то начинать свое собрание можно именно с этого медиума. Также несложно хранить современную живопись. Для нее важно, чтобы помещение хорошо отапливалось и не сквозило, — этого будет достаточно на первых этапах. Если не планируете любоваться работами каждый день, то лучше запастись пузырчатой пленкой, в которую их можно обернуть для сохранения в идеальном состоянии.
На обложке: Аннушка Броше, Подпоясанные, 2021. Керамика, ткань, 50х40х10 см. Из коллекции фонда современного искусства MaxArt.