Музей исламского искусства Йо Минг Пея
В течении восьми лет архитектор Александр Зусик занимался исследованием произведений крупнейшего американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея. Он досконально изучил более 30 построек, в двух десятках городов в десяти странах. Мы публикуем рассказ Зусика об одном из шедевров Й. М. Пея – здании Музея исламского искусства в городе Доха в Катаре.
…Доха, Катар – июль, температура воды в заливе + 43°C, воздуха в тени + 46°C. Нереальный силуэт скопления небоскребов на выходящем в залив полуострове. Оказывается, воздух имеет материальность, реально чувствуется его плотность. Первая мысль: «Как могут здесь жить и работать люди?». Сквозь марево вижу на абсолютно гладкой воде зыбкое отражение белого корабля, явно неземного происхождения. Белый корабль на глади залива, вибрации воздуха создают ощущение движения… «Боже! Так ведь это и есть музей Пея – цель моего путешествия!». Мгновенно исчезает все лишнее, забываешь о жаре, начинается свидание с чудом.
Фото: hey tiffany! / Flickr
Конечно, я знал этот проект по публикациям, досконально изучил его чертежи, историю его создания, но первое свидание все равно ошарашивает. Все не так как виделось на чертежах: белое здание, причалившее к берегу и соединенное с ним мостом как старинные арабские фелюги соединены с набережной зыбкими мостиками. Специально насыпанный в заливе остров, измененный контур берега бухты опоясанный набережной. Огромная работа по созданию архитектурного окружения музея. Кажется, это все было всегда, а музей лишь «подплыл» к берегу. Наверное так и должны выглядеть шедевры, кажется, все легко и естественно и логично. Но путь к этому проложен через огромный труд тысяч людей, среди которых только один видит, как все это будет, когда все работы будут закончены.
В этом и есть предназначение архитектора.
Род Аль Тани династии правителей Катара во главе с шейхом Сауд бин Мухаммед Аль Тани имеет давние традиции покровительства исламского искусства. За многие поколения членами правящей фамилии были собраны разнообразные коллекции живописи, изделий из стекла, оружия, монет, книг и рукописей. Необходимость в эффективном хранении коллекций, их исследовании, а также желание сделать их доступными для публики привели к решению создать музейный комплекс, как сокровищницу исламского искусства.
Фото: hey tiffany! / Flickr
Надо сказать, что созданию музея, разработанному Пеем, предшествовал крупный международный конкурс на проект этого здания. Жюри выбрало победителя, но эмир Катара не был доволен результатом конкурса, и, прислушавшись к мнению своей 26-ти летней дочери, умнице и красавице по имени Шейха Маясса, принял судьбоносное решение пригласить для разработки проекта Йо Минг Пея. В тот год Пею исполнился 81 год и он отошел от дел – «ушел на пенсию». Но все же принял предложение и попросил полгода на изучение исламской архитектуры. К тому времени у Пея был 50-ти летний опыт проектирования и масштабные реализованные проекты, например, проект реконструкции Лувра в Париже со стеклянной пирамидой в центре, вызвавший во всем мире ожесточенные споры, и только волей президента Франции Миттерана – великого покровителя искусства, – спасенной от сноса. Теперь эта пирамида, как и Эйфелева башня, является настоящим символом Парижа.
Казалось, ничего необычного – очередная работа. Но архитектор писал в тот период: «Трудность моей задачи заключалась в том, чтобы охватить все разнообразие исламской культуры. Культуры поистине огромной, начинающейся в Иберии, доходящей через Индию эпохи Великих монголов до ворот Китая и идущей дальше»…
Поиск исторического аналога занял полгода, но он был найден. Историческим прототипом композиции музея послужил павильон для ритуальных омовений, построенный в 9 веке в центре Каира. Пей увидел его во дворе мечети Ибн Тулуна. Архитектор хотел создать проект, который станет символом гордости и национального самосознания Катара и значительным культурным дополнением городского ландшафта. Новый музей должен был обладать архитектурой с современной выразительностью и в то же время уходящей корнями в исламское наследие.
Фото: Max / Flickr
Работа над проектом и строительством музея заняла семь лет и еще два года ушло на создание коллекции музея.
В ней – более 10 000 произведений исламского искусства, в том числе древние рукописи Корана. И вот работа завершена, и с мальчишеским трепетом 90-летний архитектор ждет первых посетителей. Успех был ошеломляющий. Мир понял, что на берегу Персидского залива возник крупнейший центр исламской культуры, облеченный в великую архитектуру, сочетающую в себе традиции исламской архитектуры с новациями XXI века.
Центральным пространством музея является атриум высотой в шестьдесят метров увенчанный восьмигранным куполом из нержавеющей стали парящий на четырех пилонах. Вокруг атриума подковообразно размещены экспозиционные залы музея. Три грани восьмиугольного атриума – это громадное «окно» высотой в 45 метров раскрытое на воды залива и на панораму полуострова Центральной части Дохи. Два внутренних двора, опоясанные ажурными аркадами, примыкают к центральному зданию музея. Один из дворов – это двор-причал, к которому пристают корабли. Второй двор для молитвы. Во всех деталях здания Музея легко читается символ ислама – восьмиугольная звезда. Это и фонтан в центре атриума, и козырек перед входом в музей, и детали декоративных решеток и светильников.
Фото: Luka Kemperle / Flickr
Ощущение целостности зданию придает единый материал отделки фасадов и интерьеров. Любимый материал Пея – песчаник привезенный из Франции прекрасного теплого оттенка, камень великолепно обработанный и имеющий разные фактуры. Аскетизм и сдержанность форм подчеркивает величие композиции здания, его вневременность. Само здание – это величайший монумент Исламской культуры, достигшей в этом здании, благодаря гению архитектора Йо Минг Пея, одной из своих вершин.
Йо Минг Пей – автор шедевров современной архитектуры,среди которых знаменитая пирамида в Лувре, национальная галерея в Вашингтоне, башня Чайна Банка в Гонконге и Музей Исламского Искусства в городе Доха и многие другие. Он родился в Кантоне (Ганчжоу) в семье преуспевающего китайского банкира. В 17 лет он уехал в США, чтобы получить архитектурное образование, там окончил Массачусетский технологический институт, затем учился в Гарварде у Вальтера Гропиуса. Свою собственную мастерскую открыл в 1955 году в Нью Йорке. Среди его профессиональных наград – Золотая медаль Американского института архитекторов (AIA), Притцкеровская премия и премия японского императора.
В августе 2014 года на Всемирном Конгрессе Международного союза архитекторов в Дурбане (ЮАР) Йо Минг Пею вручили высшую награду для архитекторов – Золотую медаль Международного союза архитекторов «за выдающиеся достижения и как дань восхищения его уникальному стилю, его вневременной строгости и его духовной связи с историей, временем и пространством». В этом году Йо Минг Пею исполнился 101 год.