Villa Além: вилла Валерио Олджиати в Алентежу
В Алентежу, в десяти километрах от Атлантического океана, стоит монументальный бетонный ковчег – Villa Além, проект выдающегося швейцарского архитектора Валерио Олджиати.
На вершине пологого холма, окруженный рощей старых пробковых дубов, прославивших этот португальский регион, стоит бетонная постройка. Ее пятиметровые стены напоминают распахнутые створки крышки картонной коробки или – поэтичнее – лепестки цветка, открывающиеся небу. Сам дом скрыт внутри этих стен. Замкнутое пространство виллы сосредоточено внутри прямоугольного бассейна и сада, пустынного и дикого. Это не загородный дом и не городской – он существует как бы между или за пределами этих категорий. «Это настоящее убежище, – говорит Олджиати. – Когда я искал термин для такого типа жилья, я пришел к “жизни в ландшафте”». Действительно, одновременно открытая и закрытая архитектура этого дома поражает степенью взаимодействия с ландшафтом. В переводе с португальского «além» значит «вне», и это идеальное название для дома, который не укладывается в концепцию традиционного жилья. «Наш дом находится далеко от соседнего города, – рассказывает архитектор, – он не включен ни в какие отношения. Вокруг нас только огромный пустой пейзаж». Не удивительно, что Villa Além рождает чувство одиночества, но и независимости.
Климат в Алентежу сухой и мягкий летом и влажный – зимой. Окутанная туманом вилла кажется нежилой и заброшенной. Вертикальные пятиметровые стены вдруг, достигнув определенной высоты, наклоняются – вовне или вовнутрь. Это создает необходимые в жару тени. Возведенные из красноватого (чтобы гармонировать с цветом ржавой земли) бетона, они словно противятся законам гравитации. Секрет – в спрятанных внутри стен железных конструкциях. Кажется, еще в прошлом веке сотворить что-то подобное было просто невозможно.
Характер всего комплекса, главным образом, определяется этими железобетонными стенами, которые, словно, могут открываться и закрываться, как захотят. Сам дом не видим за этими стенами, он одноэтажный и легко скрывается за высокой конструкцией. Из окон открывается вид на узкий бассейн и двумя грядками по бокам – там растут голубые алоэ, суккуленты и маленькие карликовые деревья, красивые в своей простоте. В конце бассейна – широкий проем, который выходит в лес. На противоположном конце двора под бетонным навесом расположено открытое патио, спрятанное от южного солнца тенью опущенной «створки» стены, которая открывается вверх и внутрь. Через квадраты окон во внешних стенах по бокам открывается вид на ровный и безмятежный ландшафт. При необходимости они закрываются большими металлическими дверями.
Длинный коридор уводит из сада в тень комнат – к трем спальням и ванным комнатам, расположенным в ряд позади. Каждая из трех спален имеет выход в собственный внутренний дворик, расположенный вдоль периферийной стены, и все три покрыты плоскими бетонными крышами с удлиненными овальными отверстиями. Столовая расположена в конце строгой оси, ведущей с севера на юг, а гостиная – в центре дома. Неброские акценты в виде мебели из пробкового дерева соединяют интерьер с ландшафтом.
Валерио Олджиати построил этот дом в 2015 году.
Кстати, один из проектов Валерио Олджиати мог появиться и в России. В 2008 году в Перми едва не построили по-настоящему грандиозный музей – PermMuseumXXI. В конкурсе на лучший проект приняли участие 320 архитекторов из 50 стран мира, а первый приз швейцарец разделил с московским архитектором Борисом Бернаскони. Проекты были очень разные (проект московского архитектора был выполнен в европейской традиции, а швейцарский проект представлял собой башню и, по замечанию членов жюри, напоминал строения советских времен). Принять окончательное решение доверили губернатору области, и он выбрал Бернаскони. Это, впрочем, не так важно – правительство быстро охладело к музею. Проект посчитали слишком уж амбициозным (чего стоил один только план включить в комплекс отдельную железнодорожную остановку), и PermMuseumXXI так и не был построен. Бернаскони даже подавал в суд на организаторов с требованием выплатить компенсацию за несоблюдение условий конкурса – договор на разработку проекта с архитектором так и не заключили.
Все фото: Archive Olgiati