Место & память: 4 проекта мемориальных парков
Мемориальный парк не только увековечивает память, но и создает умиротворяющую атмосферу медитативного созерцания природной красоты, погружая посетителей в воспоминания и рефлексию. В каждом случае архитекторы по-разному решают пространственные задачи, мы же обратим внимание на 4 проекта – в Польше, Китае, Чили и Бразилии.
Мемориальный парк на территории Большой Синагоги ОсвенцимаNArchitekTURA + Bartosz Haduch
Мемориальный парк в городе Освенцим символизирует руины ныне несуществующей Большой Синагоги (1863-1939 гг.). Отсылки к храму, снесенному более 80 лет назад, в проекте принимают разные формы. Контур бывшей синагоги обозначен узким бордюром, отделяющим интерьер парка от окружающей его густой зелени. Входы в парк адаптированы к существующим маршрутам, дополнительно соединяя две местные достопримечательности – церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Святилище Пресвятой Девы Марии.
Фото: Piotr Strycharski
Лейтмотив парка – плиты из серого песчаника размером 120 х220 см с бесчисленными неровными надрезами. Эти высеченные в камне линии создают своеобразный рельеф, который меняет свой внешний вид в зависимости от угла падения солнечного света и его интенсивности, или от дождя и снега. Пересечение высеченных в камне линий также приобретает символическое значение – оно вызывает ассоциации с человеческими жизнями, которые иногда просто пересекаются, а порой соединяются.
Отдельные плиты образуют дорожки, ведущие к другим элементам парка: открытому выставочному модулю, представляющему историю синагоги; «колодцу» с историческим полом; мелководному пруду; скамейкам и копии артефакта, найденного во время археологических работ. Эти новые формы связаны не только с еврейской традицией, они обладают универсальной символикой, понятной для людей различных культур и конфессий.
Фото: Bartosz Haduch
На первый взгляд абстрактная мозаика напоминает уже не функционирующую планировку довоенного города с его улицами и зданиями. Эта «высеченная в камне» история Освенцима, Большой Синагоги и руин, оставшихся после разрушения, направлена на сохранение памяти о прошлом, предупреждением на будущее и в то же время прекрасным воспеванием настоящего.
Мемориальный парк в Лунтошань HUAXIA Architects Studio
3 августа 2014 года в городе Лунтошань, округ Лудянь, провинция Юньнань, произошло землетрясение силой 6,5 баллов, в результате которого погибло 617 человек, 112 пропали без вести и 3143 получили ранения.
Фото: Cheng LV
На участке с неплодородной почвой уцелел только один эвкалипт, символизирующий невероятную тягу к жизни. При проектировании мемориального парка это дерево стало отправной точкой и центром круга, от которого идет часовая стрелка, направленная к 16:30 – времени разрушительного землетрясения.
Фото: Xio Huo
Общий план проекта включает парк, информационные центры, мемориальные залы, формируя пространственную последовательность из четырех тем: спокойствие, разрыв, возрождение и воспоминание. Люди проходят через безмятежную водную гладь, трещины на земле и зеленые оазисы и, добравшись до места землетрясения, испытывают всплеск эмоций.
M9 Memorial Gonzalo Mardones V Arquitectos
M9 Memorial в Сантьяго, Чили, был спроектирован Gonzalo Mardones V Arquitectos в память о 9 чилийских девушках, погибших в автокатастрофе во время поездки в католическую школу. Сам мемориал в парке построен под землей и открывается в небо через бетонный конус шириной 9 метров. 9 фонарей и 9 модулей символизируют безвременно ушедших девушек. Проникающий свет интериоризирует небо в конкретные формы. Из центра мемориала растет дерево магнолии – единственное дерево с 9 листьями.
Фото: Nico Saeh
Мемориальный парк дас Сережейрас Crisa Santos Arquitectos
Мемориальный парк дас Сережейрас в Жардим Анджела, на юге Сан-Паулу, создан по принципам нейроархитектуры. Crisa Santos Arquitectos используют науку для создания своих проектов, в которых вызывают у пользователей определенные эмоции за счет влияния архитектуры на мозг и поведение человека. Мемориальный парк дас Сережейрас призван помочь людям пережить горе через практику биофилии.
Isis de Oliveira
Парк дас Сережейрас – это галерея под открытым небом скульптур, произведений искусства и инсталляций, созданных специально для этого места. Архитекторы не только изучили религиозную и духовную сторону прощания с близкими, но и прошли обучение у гериатров, психиатров и психологов, чтобы лучше понять горе как процесс. Кроме этого, Crisa Santos Arquitectos обратились к обширному исследованию Sincep (Союз кладбищ и частных крематориев Бразилии), в которых скорбящих людей спрашивали о том, что они искали – большинство думали о принятии и трансформации.
Isis de Oliveira
«Мы представляем пространство, где люди могли бы полностью и легко пережить свое горе. Мы оказываем конструктивное воздействие, чтобы человек чувствовал себя живым, даже если он испытывает боль», – говорят архитекторы. В парке много метафор: входные ворота – деревянная параметрическая структура – символизирует движение полета к священному месту; зеленые оазисы – восхождение души к небу. Один из самых символических элементов мемориального парка – площадь Вечности, образованная несколькими секциями со стальными спирально расположенными пластинами, олицетворяющими все фазы жизни – рождение, юность, взросление, зрелость и уход. Изгибы пластин представляют главы этого повествования и принимают роль хранителя имен, напечатанных на их поверхности. Мемориальный парк дас Сережейрас, по словам архитекторов, – «место любви и территория постоянных встреч».