Luminary: как выглядит инновационный центр в дагестанском селе
Сегодня именно у сравнительно небольших городов и округов есть возможность экспериментировать с созданием моделей новой экономики. Драйверами развития становятся культурные и образовательные проекты: они привлекают инвестиции, туристов и квалифицированные кадры. Даже одна школа может кардинально изменить жизнь в городе. Как пример — новый инновационный центр Luminary в селе Хрюге, в горах Дагестана.
14 ноября главный архитектор этого проекта Тамара Мурадова расскажет о нем на пленарном заседании «Взгляд вглубь: стратегии развития регионов. Локальная идентичность как новая экономика» в рамках VIII Международного Санкт-Петербургского культурного Форума. Мы поговорили с архитектором о то, что такое Luminary и что лежит в основе этого проекта.
Тамара Мурадова архитектор, основатель Archiproba Studios
Что такое Luminary
На территории в 2500 метров располагается центр для деревенских детишек — он оснащен обсерваторией, библиотекой, медиатекой, куда дети могут приходить и заниматься изучением языков, программированию, музыке, искусству и так далее. Каждый месяц в современном, оборудованном по последнему слову техники, лектории выступают эксперты из разных областей — читают детям лекции и проводят мастер-классы. Пока такой центр только один, но в будущем его планируют масштабировать и на другие села.
Как выглядит центр
Замкнутый периметр территории образует собой яблоневый сад, в котором расположены основные элементы центра: существующий домик — наследие долгостроя из начала 2000-х — выполнен в ярко выраженной локальной стилистике; есть новое здание лектория, спроектированное в духе модернистских построек Мис ван дер Роэ; рядом — открытая терраса с амфитеатром для занятий на открытом воздухе и сакля — традиционное жилище жителей Кавказа, в которой располагается резиденция для кураторов образовательных программ.
В чем была задача архитекторов
Нашей задачей было перепрограммировать территорию, исходя их новых потребностей центра, тюнинговать существующее здание, а также возвести новый объект для лектория.
В одном проекте пересеклись временные линии трех разных эпох: традиционная дагестанская архитектура, эклектика начала 2000-х и современность с обилием металла и стекла.
Это воображаемое путешествие — неслучайный визуальный прием. Таким образом, ребята из далекого горного села, многие из которых даже не были в городах, смогут увидеть в разрезе пласт истории архитектуры. В основе проекта лежат захватывающие эмоциональные ландшафты Дагестана, архитектура словно выворачивается наизнанку и становится лишь обрамлением к природным видам.
Что было самым сложным
Были определенные трудности со строительством современного центра в горах, в 250 км от Махачкалы, где сосредоточены рабочие кадры и продажа материалов. Половину работ делали москвичи, 40% материалов приходилось так же везти из Москвы.
Сложившаяся практика, когда рабочий в Дагестане еще и архитектор и декоратор, сильно мешала во время стройки. Постоянное желание прикрепить лепнину, «косички Versace», узоры и вензеля, стремление каждого на своем участке улучшить проект приходилось пресекать, на что исполнители искренне обижались. Срыв сроков или вообще невозможность их прогнозировать не считается чем-то зазорным или форс-мажорным — это часть рабочей практики.
Что в итоге
Фундаментально, первоначальную идею проекта удалось реализовать не отказываясь ни от каких-либо частей, думаю проект частично лишь подвергся изменениям в качестве реализованных работ.
Я рада, что нам удалось сделать практически невозможное — подарить детям из далекого горного села современный и качественный центр образования.